Актуальность темы исследования. Развитие научных представлений о рецидиве преступлений прошло долгий путь, оно находилось под сильным влиянием различных областей науки – уголовного права, социологии, криминологии, психологии, педагогики, судебной психиатрии и многих других. Однако вплоть до сегодняшнего дня в уголовно-правовой теории и практике имеется немало спорных, даже дискуссионных вопросов, касающихся рецидива преступлений. В частности, в науке не утихают споры о понятии рецидива преступлений. Сегодня в отечественном уголовном праве оно неразрывно связано с понятием множественности преступлений, более того, рецидив считается одним из видов множественности преступлений. По мнению ряда учёных, это вызывает определенные проблемы в трактовке рецидива, так как институт множественности до сих пор не определен законодательно и продолжает разрабатываться теорией уголовного права. Законодательное же определение рецидива является достаточно кратким и не отражающим, по мнению ряда авторов, всех существенных признаков, присущих этому уголовно-правовому явлению.
Проблема рецидива преступлений является крайне сложной в аспекте не только правовой природы, но и содержания рассматриваемого явления. В связи с этим, невзирая на наличие многочисленных исследований, вопрос, касающийся рецидива преступлений, во многих отношениях остается открытым. В 2003 году Федеральным законом №162-ФЗ в УК РФ внесено более 250 изменений, которые, по мнению законодателя, позволяют достигнуть обеспечения гуманизации отечественного уголовного закона. В этой связи, ряд нововведений носит принципиальный характер. Так, например, была изменена структура множественности преступлений и, как следствие, серьезным образом изменилось и понимание рецидива преступлений. Однако, учитывая изменения, внесенные законодателем, анализируя уголовно–правовой институт рецидива преступлений, можно выявить определенные проблемы, возникающие в связи с применением ст. 18 УК РФ. В данной статье мы проведем анализ некоторых вопросов, возникающих при исследовании данного института, а также применении его в юридической деятельности.
Необходимо заметить, что наличие рецидива зафиксировано на законодательном уровне и широко используется в уголовном законе. По этой причине зачастую встает вопрос о том, как правильно применять такое уголовно–правовое определение как «рецидив», поскольку наличие рецидива и правильное его понимание правоприменителем может повлечь за собой определенные, в том числе и крайне негативные правовые последствия.
Все это свидетельствует о необходимости углубленного анализа изменившегося уголовного законодательства, практики его применения, понятия, сущности, видов и значения рецидива преступления для разработки соответствующих научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию регламентации данного вида множественности преступлений и правоприменительной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. В теории уголовного права к проблемам множественности преступлений вообще и рецидива в частности обращались многие криминалисты. Так, вопросы множественности преступлений рассматривались в трудах И.Б. Агаева, Е.А. Антонян, Ю.М. Антоняна, А.В. Бриллиантова, Е.В. Благова, Ю.И. Бытко, С.П. Бузыновой, П.С. Дагеля, Г.И. Забрянского, А.Ф. Зелинского, Т.М. Кафарова и др.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, характеризующие рецидив преступлений, его значение в уголовном праве при назначении наказания, определения вида исправительного учреждения и иных уголовно-правовых последствий.
Предметом курсовой работы является: нормы уголовное законодательство Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с рецидивом преступлений и судимостью;
Цель курсовой работы выступают проблемы рецидива преступлений.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
- определить существенные черты рецидива преступлений, отграничивающие его от других видов множественности;
- сформулировать дефиницию рецидива преступлений;
- классифицировать виды рецидива преступлений.
Методология и методика исследования. В качестве методологической основы диссертационного исследования выступают диалектический, догматический (формально-логический), системный, сравнительно-правовой, и другие методы исследования.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, , заключения и списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Уголовно-правое значение рецидива преступлений
1.1. Влияние рецидива преступлений на назначение наказания
Перечень обстоятельств, отягчающих наказание, начинается с рецидива (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК), а в ст. 68 УК предусмотрены правила о назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК).
Некоторые ученые обратили внимание на то, что при реализации положений гл. 10 УК возникает вопрос о соотношении отягчающего обстоятельства в виде рецидива преступлений (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК) и правил о назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК)218. Так, Л.С. Тосакова пишет, что одновременное установление минимального наказания при признании в содеянном рецидива того или иного вида (ч. 2 ст. 68 УК) и вменение в вину подсудимому рецидива в качестве отягчающего фактора, предусмотренного в ст. 63 УК, ведут к недопустимому двойному учету одного и того же обстоятельства при назначении наказания.
Во избежание этого предлагается исключить последнее из уголовного закона[1]. По мнению Л.В. Иногамовой, на рецидив преступлений как отягчающее наказание обстоятельство в целях соблюдения принципа non bis in idem нельзя также ссылаться и при конкуренции исключительной (ст. 64 УК) и специальной (ч. 2 ст. 68 УК) норм, поскольку «признаки специальной уже учтены в доминирующей исключительной норме» (ч. 3 ст. 68 УК)[2]. Конкуренция имеет место при наличии двух и более норм, претендующих на регулирование какого-либо общественного отношения (в том числе, и при назначении наказания) одновременно.
В анализируемой ситуации этого нет. Статья 63 УК устанавливает роль рецидива преступлений в судебной пенализации в общих чертах, «задает только направленность его влияния на наказание, ничего не говоря о мере. В свою очередь уголовно-правовой механизм определения меры влияния заложен в ст. 68 УК, вводящей для этого необходимые критерии (ч. 1), обязательное повышение минимума наказания (ч. 2). Следовательно, содержание ст. 68 УК не образует специальной нормы по отношению к положению, закрепленному в п. «а» ч. 1 ст. 63 УК, а дополняет ее, конкретизируя, в чем состоит действие отягчающего наказание обстоятельства «рецидив преступлений»[3]. В этой связи применение данных норм происходит последовательно, поэтому и конкуренция норм, и двойной учет рецидива преступлений невозможен.
Не представляется возможным разделить взгляд Л.С. Тосаковой о необходимости исключения рецидива из числа обстоятельств, отягчающих наказание при сохранении правил о назначении наказания при рецидиве преступлений, поскольку такой подход будет подрывать реализацию в уголовном праве принципа законности.
В соответствии с этим принципом перечень отягчающих наказание обстоятельств признается исчерпывающим, и любое обстоятельство, свидетельствующее о повышении общественной опасности преступления и личности виновного, должно быть в нем обязательно названо для того, чтобы суд учитывал его при избрании меры уголовно-правового воздействия. Статья 68 УК содержит правила об обязательном усилении наказания при рецидиве, т.е. носит отягчающий характер.
При исключении рецидива преступлений из перечня, ст. 68 УК утратит связь с общими началами назначения наказания и будет противоречить ст. 63 УК, в этой связи будет нарушена логика построения института назначения наказания, что не допустимо[4]. Вместе с тем по-прежнему достаточно дискуссионным остается вопрос об основаниях ужесточения кары рецидивисту. Некоторые авторы, упор делают на свойствах личности преступника. «Необходимость усиления ответственности при рецидиве всегда связывалась с особенной закоренелостью, нравственной испорченностью лица, его неисправимостью»[5].
Н.Ф. Кузнецова последовательно отстаивала взгляд о необходимости сохранения в уголовном праве института особо опасного рецидивиста, так как он – специальный субъект с точки зрения уголовного права, такой же, как должностное лицо, судья или военнослужащий[6].
Другие авторы полагают, что «степень опасности преступления и преступника надо рассматривать в диалектической связи, единстве и взаимодействии… При этом, определяющую роль в этом единстве опасности деяния и личности играет опасность деяния… Общественная опасность лица не может иметь самостоятельного значения вне связи ее с опасностью совершенного им деяния»[7].
Последняя позиция выглядит обоснованной и находит поддержку в ст. 68 УК. В ней закреплено, что назначая наказание при рецидиве, суд должен учитывать «характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений».
Общественная опасность – это свойство преступления, отражающее направленность последнего на причинение вреда объектам уголовно-правовой охраны. «Характер» и «степень» опасности – показатели, с помощью которых общественной опасности даются, соответственно, качественная и количественная оценки. «Характер общественной опасности преступления определяется уголовным законом и зависит от установленных судом признаков состава преступления. При учете характера общественной опасности преступления судам следует иметь в виду прежде всего направленность деяния на охраняемые уголовным законом социальные ценности и причиненный им вред»[8].
Следует отметить, что суды редко учитывают в качестве характеристики личности виновного не снятые и не погашенные судимости, особенно если лицо осуждалось в несовершеннолетнем возрасте. Назначая наказание при рецидиве преступлений, суду нужно попытаться установить обстоятельства, в силу которых прежнее исправительное воздействие оказалось неэффективным. Это важно в плане прогнозирования дальнейшего поведения осужденного и определения достаточности избираемого наказания в качестве средства достижения его целей (исправления, предупреждения новых преступлений и восстановления социальной справедливости). Кроме того, следует обратить внимание на возможность применения ст. 64 УК наряду с другими статьями, содержащими правила об обязательном смягчении наказания. Ответ частично содержался в п. 12 утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания»: «По смыслу закона, если смягчающие обстоятельства учтены судом при назначении наказания по правилам статьи 62 УК РФ, они сами по себе не могут повторно учитываться при применении статьи 64 УК РФ»[9].
Таким образом, одни и те же смягчающие обстоятельства не могут учитываться при назначении по правилам ст. 62, 65, 66 УК РФ и повторно при применении ст. 64 УК РФ.