В настоящее время бизнес характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании, осуществляющие деятельность в сфере торговли автомобильными деталями и принадлежностями вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. Для этого необходимо располагать соответствующими финансовыми ресурсами и наступает момент, когда дальнейшее развитие невозможно без притока инвестиций. Перед организациями данного сектора торговли ставятся задачи, связанные с повышением их инвестиционной привлекательности, однако, как показывают исследования, для российского бизнеса по сравнению с западным характерен сравнительно низкий ее уровень.
Подобное положение дел вызвано разными причинами и, прежде всего, отсутствием методологических основ инвестиционной привлекательности организаций и игнорированием экономических аспектов в ходе разработки, внедрения и контроля мероприятий, ведущих к повышению инвестиционной привлекательности. В настоящее время наиболее полно разработаны вопросы оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ и отраслей промышленности, привлекательности (эффективности) отдельных инвестиционных проектов.
В тоже время ряд важнейших теоретических аспектов инвестиционной привлекательности предприятия нуждаются в дальнейшей разработке и практической реализации. В частности, не определены роль и место инвестиционной привлекательности предприятия как одного из элементов инвестиционного рынка страны, нет общепризнанного определения термина «инвестиционная привлекательность предприятия», отсутствует научно-обоснованная классификация инвестиционной привлекательности предприятия по различным квалификационным признакам. В научной литературе по инвестиционному и финансовому менеджменту отсутствует целостное представление о системе количественных и качественных факторов, определяющих в совокупности инвестиционную привлекательность предприятия. Опубликованные в отечественных периодических изданиях или размещенные в сети Интернет методические материалы по оценке инвестиционной привлекательности предприятий основаны на анализе или только количественных, или качественных факторов и не полностью учитывают всю совокупность финансово-экономических, маркетинговых и производственных характеристик предприятий различных организационно-правовых форм. Методики расчета инвестиционной привлекательности предприятий ведущих западных консультационных фирм и инвестиционных компаний считаются коммерческой тайной, широкому кругу отечественной научной общественности не доступны, не адаптированы к российским экономическим условиям.
Для успешной работы предприятия в данной отрасли очень важна способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе и поддерживать свою платежеспособность, а для этого необходимо заблаговременно давать оценку финансового состояния, поэтому необходимо производить анализ как отрасли в целом так и анализировать положение организации в ней.
На основе данных экономического анализа осуществляется выработка дальнейшей направленности стратегии предприятия, и оттого, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Его качество зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а так же от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.
Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты инвестиционной привлекательности компании на примере ООО «Компания Спецкомплект» и исследовать методы оценки инвестиционной привлекательность компании, разработать пути повышения инвестиционной привлекательности ООО «Компания Спецкомплект».
Для достижения поставленной цели, более полного и всестороннего изучения предмета и объекта исследования в работе определены следующие основные задачи:
1) рассмотреть теоретические основы инвестиционной привлекательности компании;
2) выполнить оценку инвестиционной привлекательности ООО «Компания Спецкомплект»;
3) предложить рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности ООО «Компания Спецкомплект».
Объект исследования – ООО «Компания Спецкомплект».
Предмет исследования – инвестиционная привлекательность компании.
Вопрос оценки инвестиционной привлекательности предприятий - практический вопрос текущего момента в общей проблеме инвестиционного менеджмента. Изучению различных аспектов этого вопроса посвящены работы И.А.Бланка, В.В.Бочарова, Л.В, Валуровой, Е.Д. Ендовицкого, В.В.Ковалева, О.Б. Казакова, Э.Н. Крылова, О.И Лаврушина, И.В.Липсица, И.И.Мазура, В.В.Масленников, Р.С.Сайфулина, И.В.Сергеева, И.Ю.Трясициной, Г.В.Хомкалова, В.Д.Шапиро, А.Д.Шеремета, К.П.Янковского, в которых изложены основные методологические вопросы по организации и финансированию инвестиций. Формированию факторов инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и методов привлечения инвестиций посвящены работы А.В. Бандурина, И.Т. Балабанова, Г.В. Беспахотного, А.С. Волкова, И.В. Гришиной, Н.Б. Корнюхиной,П.Л. Калашникова, С.П. Кантаровича, С.М.Маркова, A.M. Могзоева, И.И. Ройзмана, Е.С. Рузанова, В.М. Румянцева, С.Ю.Севрюгина, И.Ф. Хицкова, Ф. И. Шахмалова, А. Шахназарова. Используемые в нашем исследовании теоретические основы квалиметрии и экспертных оценок качества базируются на работах Г.Г.Азгальдова, А.И. Орлова, С.В.Понамарева, А.И.Суббето. С развитием автомобильного бизнеса растет количество отечественных публикаций, раскрывающих различные управленческие, экономические и маркетинговые проблемы, возникающие в данной области. В ряду наиболее известных авторов можно назвать В.В.Волгина, Л.Б. Миротина, С.А.Гусева, В.П. Бычкова Н.В.Пеньшина. Практически ни в одной из существующих работ не затрагивается проблема инвестиционной привлекательности в сфере торговли автомобильными деталями и принадлежностями, весьма актуальная во многих сферах деятельности. Эти обстоятельства обусловили необходимость научного изучения теории и практики инвестиционной привлекательности организаций данной сферы торговли, определения методологических подходов к ее оценке, концептуальных основ ее роста и принципов управления, что, в свою очередь, предопределило выбор темы диссертационного исследования.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы исследования – системный подход, анализ и синтез; также методы экономического, статистического и сравнительного анализа экспертных оценок и прогнозирования. Основным инструментом для оценки служит финансовый и экономический анализ, анализ показателей финансового состояния.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в исследовании особенностей инвестиционной привлекательности организаций, специализирующихся на торговле автомобильными деталями и принадлежностями, и разработке методов ее оценки с учетом специфики данной сферы деятельности.
Содержание работы составляет 100 страниц.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования.
Первая глава посвящена исследованию теоретических аспектов, исследованию факторов инвестиционной привлекательности, анализу типов инвесторов и методов оценки инвестиционной привлекательности компаний.
Во второй главе дана общая характеристика объекта исследования, проведен анализ показателей эффективности хозяйственной деятельности объекта, также дана оценка инвестиционной привлекательности ООО «Компания Спецкомплект».
В третьей главе предложены рекомендации для повышения инвестиционной привлекательности организации и предложения по улучшению методики оценки инвестиционной привлекательности.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации по проведенному исследованию.
1 Теоретические основы ИНВЕСТИЦИОННой
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
1.1 Понятие, критерии и факторы
инвестиционной привлекательности
Понятие «инвестиционная привлекательность» все еще остается предметом научных дискуссий. С позиций инвесторов, инвестиционная привлекательность компании – это система количественных и качественных факторов, характеризующая платежеспособный спрос компании на инвестиции [20, с. 5].
Инвестиционная привлекательность предприятия – многогранное понятие. Каждая его грань, с одной стороны, находится под воздействием внешних и внутренних факторов, а, с другой стороны, участвует в формировании инвестиционной привлекательности объекта в целом. Все подходы, основанные на оценке инвестиционной привлекательности предприятия, базируются на изучении как количественных, так и качественных факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность отдельных сегментов инвестиционного рынка. Факторы повышения инвестиционной привлекательности предприятия – это движущие силы, под воздействием которых изменяется уровень инвестиционной привлекательности предприятия.
Спрос на инвестиции (в совокупности с предложением, уровнем цен и степенью конкуренции) определяет конъюнктуру инвестиционного рынка.
Для того, чтобы получить надежную информацию для разработки стратегии инвестирования, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта). Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких компаний, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков.
Каждый объект инвестиционного рынка обладает собственной инвестиционной привлекательностью и одновременно находится в «инвестиционном поле» всех объектов инвестиционного рынка. Инвестиционная привлекательность компании кроме своего «инвестиционного поля» испытывает инвестиционного воздействие отрасли, региона и государства. В свою очередь, совокупность компаний образует отрасль, которая влияет на инвестиционную привлекательность целого региона, а из привлекательности регионов складывается привлекательность государства. Все изменения, происходящие в системах более высокого уровня (политическая нестабильность, перемены в налоговом законодательстве, рост доходов населения в регионе, таможенные пошлины на продукцию отдельных отраслей, требования к экологии и др.) непосредственно отражаются на инвестиционной привлекательности компании [1, с. 152].
Компания должна занимать центральное место в инвестиционном процессе, поскольку выступает одновременно как объект и субъект инвестиционного рынка.
Инвестиционная привлекательность компании зависит как от внешних факторов, характеризующих уровень развития отрасли и региона расположения рассматриваемой компании, так и от внутренних факторов – деятельности внутри компании. Потенциальный инвестор, оценив и выбрав регион и отрасль, определяет объект инвестирования, который, в свою очередь, способен увеличить инвестированные средства, компенсировать риск, инфляцию и отказ от потребления в настоящий момент.
В экономической литературе традиционно выделяются внешние и внутренние факторы инвестиционной привлекательности организации. Внешние факторы - это факторы, на которые компания не может оказать существенного влияния, так как их предопределяет социальная, технологическая, экономическая и политическая составляющие на макроуровне. Внешняя среда в целом - источник, обеспечивающий экономическими ресурсами, позволяющими осуществлять хозяйственные процессы в соответствии со стратегическими и тактическими целями. Ключевая особенность внешней среды - ее изменчивость, обусловленная действием на рынке факторов неопределенности и риска, поэтому умение анализировать и прогнозировать изменения внешней среды, гибко реагировать на их изменение предопределяет жизнеспособность коммерческой организации в условиях рыночной экономики. Важным фактором внешней среды является конкуренция на рынке. Этот фактор объединяет саму компанию, покупателей, поставщиков и конкурентов. Майкл Портер отмечал, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество зависит не только от прямой конкуренции, но и от той роли, которую играют потенциальные конкуренты, поставщики и потребители. При этом действующие и потенциальные конкуренты составляют прямую угрозу, а поставщики и покупатели - косвенную, связанную с их способностью диктовать свои условия [23]. Внутренние факторы оказывают прямое воздействие на инвестиционную привлекательность и могут контролироваться и регулироваться организацией, их выбор зависит от целей и предпочтений инвестора. Так Ростиславов Р.А. предлагает рассматривать факторы привлекательности предприятия для инвестора на макроуровне, мезоуровне, уровне отрасли (внешние факторы) и микроуровне (внутренние факторы). К макроэкономическим факторам он относит инвестиционную привлекательность страны, которая характеризуется совокупностью экономических, политических, финансовых условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику. На мезоуровне привлекательность предприятия определяет уровень развития региона. На уровне отрасли – инвестиционная привлекательность отрасли. К факторам микроуровня автор относит: - финансовое положение организации (ликвидность, платежеспособность, рентабельность, оборачиваемость, финансовая устойчивость, качество собственного капитала, денежные потоки), - производственные факторы (наличие внеоборотных и оборотных активов, человеческий фактор, уровень развития производства), - качество менеджмента (уровень и перспективы развития, гудвилл, восприимчивость к переменам), - инвестиционную и инновационную деятельность, - рыночную устойчивость (параметры фирмы, маркетинговые условия, завоевание рынков, тип и размер предприятия), - юридические факторы (организационно-правовая форма, структура собственников, приватизационная история, состав участников, земельные права, форма собственности) [24]. По мнению Якуповой Н.М. и Ярулиной Г.Р. к внешним факторам следует отнести инвестиционную привлекательность отрасли и региона, в которых осуществляет деятельность предприятие. Их можно оценить с помощью рейтингов инвестиционной привлекательности отраслей и регионов, которые разрабатываются рейтинговыми агентствами. В число внутренних факторов включаются все те, которые зависят от деятельности предприятия. К ним можно отнести кадровый, интеллектуальный, производственный, рыночный потенциал организации, качество управления, производственную стратегию, финансовое состояние и др. Финансовое состояние предприятия определяется центральным звеном внутренних факторов [26]. Мельничук О.М. к факторам внешней среды предлагает относить влияние уровня инвестиционной привлекательности государства и региона. В отдельную группу внешних факторов автор выделяет роль отрасли, т.к. данный фактор воздействует на инвестиционную привлекательность предприятия в двух направлениях: воздействие степенью зрелости отрасли, воздействие через факторы конкурентной среды. Отмечается, что предприятие может влиять только на второе направление. Выявление стадии развития отрасли предлагается проводить на основе характеристик стадий зрелости отрасли, описанных консалтинговым агентством Артур де Литтл (Arthur D. Little). К внутренним факторам инвестиционной привлекательности Мельничук О.М. относит финансово-экономическую эффективность деятельности компании (определяется на основе рекомендуемых и фактических значений коэффициентов рентабельности собственного капитала, оборачиваемости оборотных активов, срочной ликвидности, финансовой независимости) [21].