ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
1.1. Понятие подведомственности гражданских дел
1.2. Виды подведомственности гражданских дел
2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ВОЕННЫМ СУДАМ
2.1. Рассмотрение гражданских дел, подведомственных военному суду
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пожалуй, ни один институт гражданского и арбитражного процессуального права не вызывал и не вызывает столько споров о теории и ошибок на практике, как подведомственность.
Спорными являются вопросы о понятии подведомственности и ее критериях, о значении этого института, недостатках его правового регулирования, последствиях несоблюдения подведомственности и многие другие. По любому из них высказаны несовпадающие точки зрения, дающие основания признать справедливость шутливого афоризма: «Два юриста – три мнения». Однако деятельность законодателя и практика российских судов по применению института подведомственности дают поводы скорее для огорчений, чем для шуток.
Данная тема актуальна, потому что действующие ныне институты подведомственности как в гражданском, так и в арбитражном процессуальном праве (в последнем особенно) настолько запутанны, что создают множество трудностей как для лиц, желающих обратиться в суд, так и для самих судей, решающих вопрос о принятии исков и заявлений.
К большому сожалению, законодатель, вместо того чтобы навести порядок в правовом регулировании института судебной подведомственности, принимает законы, которые с каждым годом все более и более его запутывают. Основной порок такой законодательной практики состоит в том, что вносимые в институт подведомственности изменения и дополнения не имеют под собой какой-либо серьезной теоретической базы и главное – не учитывают потребностей практики.
Что касается категорий дел, которые рассматриваются с обязательным участием военнослужащих, эта тема занимает одно из самых важных мест в системе процессуального права, так как увеличивается количество гражданских отношений, в которые вступают военнослужащие (военная ипотека и т.д.), и требуется их детальное регулирование на уровне законодателя.
Анализ действующего законодательства свидетельствует, прежде всего, о нечеткости и неконкретности критериев определения подведомственности. А ведь ими должны руководствоваться и лица, желающие обратиться в суд с иском или заявлением, и суды, решающие вопрос о том, вправе и обязаны ли они принимать данный иск (заявление) к своему производству. Такая размытость, нечеткость критериев подведомственности приводят к многочисленным судебным ошибкам, от которых страдают как лица, нуждающиеся в судебной защите, так и авторитет правосудия.
Нарушение прав истца (заявителя) в связи с ошибкой суда в определении подведомственности заключается в том, что суд либо необоснованно отказывает ему в принятии заявления, либо принимает и рассматривает заявление по существу, которое суду неподведомственно.
При отказе в принятии искового заявления суд нарушает конституционное право гражданина или организации на судебную защиту. По делу возникает волокита из-за нарушения процессуальных сроков, истец (заявитель) несет излишние материальные расходы (почтовые, транспортные, по оплате услуг представителя), тратит нервную энергию и т.д. Если же суд принимает и рассматривает неподведомственное ему дело по существу, нарушаются не только права и законные интересы спорящих сторон, но и других лиц, участвующих в деле. Надеясь на справедливое, объективное и законное решение дела, эти лица в итоге не получают ожидаемого, поскольку все их усилия в процессе оказываются тщетными, так как вышестоящий суд производство по делу прекращает по причине его неподведомственности.
Нечеткость законодательства о подведомственности создает трудности и для судей. Они обычно допускают ошибки двоякого рода: либо принимают к своему производству неподведомственное дело, либо, наоборот, не принимают заявление, относящееся к их компетенции. Такие действия подрывают авторитет судебной власти, ибо ставятся под сомнение квалификация судей, их профессионализм, объективность и справедливость. Кроме того, увеличивается нагрузка на суды, так как судам различных инстанций (иногда вплоть до президиумов высших судов Российской Федерации) приходится неоднократно заниматься одним и тем же делом.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать институт подведомственности гражданских дел.
Достижение указанной цели обусловлено рядом задач:
1. Раскрыть понятие подведомственности гражданских дел.
3. Проанализировать подведомственность гражданских дел военным судам.
4. Выявить порядок рассмотрения гражданских дел военными судами.
Объект данной работы – общественные отношения возникающие при реализации правил подведомственности гражданских дел.
Предмет данной работы – содержание правил подведомственности гражданских дел в т.ч.с участием военнослужащих.
Методологической базой работы являются: диалектический метод, методы формальной логики, сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой метод.
Результаты и предложения данной работы могут быть объектами дальнейших исследований, а также использованы для совершенствования российского гражданского процессуального законодательства.
Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
1. Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 (ред. от 30.11.2011) «О реабилитации жертв политических репрессий» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 31.10.1991. – № 44. – Ст. 1428.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 29.12.2014) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 11.03.1993. – № 1. – Ст. 357.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ. – 01.01.1996. – № 1. – Ст. 16.
5. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. – 03.06.1996. – № 23. – Ст. 2750.
6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. – № 22. – 01.06.1998. – Ст. 2331.
7. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 04.11.2014) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 28.06.1999. – № 26. – Ст. 3170.
8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 12.03.2001. – № 11. – Ст. 1001.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1. – Ст. 3.
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3012.
11. Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – № 30. – Ст. 3019.
12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – № 46. – Ст. 4532.
13. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 13.01.2003. – № 2. – Ст. 170.
14. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) «О связи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собрание законодательства РФ. – 14.07.2003. – № 28. – Ст. 2895.
15. Федеральный закон от 01.12.2006 № 199-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» // Собрание законодательства РФ. – 04.12.2006. – № 49 (1 ч.). – Ст. 5089.
16. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 29.12.2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Российская газета. – № 124. – 04.06.2014.
18. Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 25.03.2015) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») Положение о порядке прохождения военной службы // Собрание законодательства РФ. – 20.09.1999. – № 38. – Ст. 4534.
19. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 18.05.2009. – № 20. – Ст. 2444.
20. Инструкция по организации и осуществлению судебно-исковой работы во внутренних войсках МВД России, утв. Приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 12.12.201. № 455 // СПС Консультант Плюс. – 2014.
21. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. – М., 2013. – 234 с.
22. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» (постатейный) / С.В. Булаковский, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов и др.; под ред. В.В. Хомчика. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: За права военнослужащих, 2012. – Вып. 128. – 234 с.
23. Петроченков А.Я. Становление и развитие системы военных судов (военных трибуналов) в России // Российская юстиция. – 2012. – № 1. – С. 61.
24. Поляков И.Н. Институт подведомственности и судебная реформа // Арбитражный и гражданский процесс. – 2013. – № 1. – С. 58-64.
24. Толчеев Н.К., Горохов Б.А., Ефимов А.Ф. Подготовка гражданских дел к разбирательству в судах общей юрисдикции: практическое пособие / под ред. Н.К. Толчеева. М.: Норма, Инфра – М, 2012. – 467 с.
26. Хомяков А.И. Военные суды в свете новой государственной политики в области национальной безопасности, международных и российских требований к их деятельности // Российская юстиция. – 2013. – № 10. – С. 2-5.