ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы планирования себестоимости продукции
1.1 Сущность категорий «себестоимость продукции», «расходы», «затраты»
1.2 Содержание и методы планирования себестоимости продукции
1.3 Пути совершенствования планирования себестоимости продукции
2 Планирование себестоимости продукции (на примере предприятия ООО «СТАЛИНК»)
2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ООО «СТАЛИНК»
2.2 Анализ производства изделия «Торцевое уплотнение Зиева»
2.3 Анализ планирования себестоимости продукции
3 Предложения по планированию себестоимости продукции
3.1 Мероприятия по снижению себестоимости продукции (на предприятии ООО «СТАЛИНК»)
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Главной целью любой фирмы в рыночных условиях экономики является извлечение максимальной прибыли при выполнении своей деятельности. Реальные возможности реализации этой цели ограничены издержками производства и спросом на продукцию. Так как издержки являются основными ограничителем прибыли и главным фактором, который влияет на объем предложения продукции, то принятие решений руководством фирмы должно опираться на анализ издержек производства и их величины на перспективу. То есть – снижение издержек на производство продукции значительно повышает эффективность работы фирмы или его подразделений и, как следствие, увеличивает конкурентоспособность производимой продукции.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в условиях современной рыночной модели хозяйствования анализ и управление себестоимостью продукции приобретает особую актуальность, так как данные, полученные при анализе себестоимости продукции, руководство организации использует для принятия оперативных управленческих решений при ценообразовании, контроле затрат, уровня эффективности производства и реализации продукции.
Большой вклад в методологию планирования себестоимости продукции внесли такие ученые как Афитов Э. А, Савицкая Г. В., Либерман Л. В, Стрелкова Л. В., Макушева Ю. А., Бухалков М. И. и др. Вместе с тем, отечественный менеджмент далеко не в полной мере владеет современными методами планирования себестоимости продукции. Вышеуказанные обстоятельства определили выбор темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ процесса планирования себестоимости и разработка мероприятий по снижению себестоимости.
Для достижения цели при выполнении выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы планирования себестоимости продукции;
- провести анализ планирования себестоимости видов продукции на предприятии;
- разработать предложения по планированию себестоимости продукции.
- дать экономическую оценку снижения себестоимости за счет предлагаемых мер;
Объектом исследования является металлообрабатывающее предприятие ООО «СТАЛИНК».
Предмет исследования – планирование себестоимости продукции производственного предприятия по металлообработке ООО «СТАЛИНК».
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, методы экономического анализа.
Информационная база для выполнения выпускной квалификационной работы:
- официальные материалы;
- книги, статьи, материалы конференций;
- Статистические сборники, инструктивные материалы, методические рекомендации, нормативно - справочные материалы;
- интернет сайты.
Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе данной работы рассмотрены основные теоретические аспекты планирования себестоимости продукции, также методы калькулирования себестоимости и факторы снижения себестоимости.
Во второй главе проанализированы важнейшие показатели, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия, выявлены особенности планирования себестоимости.
В третьей главе разработаны мероприятия по снижению себестоимости и повышению эффективности производства ООО «СТАЛИНК», а также проведено экономическое обоснование их эффективности.
1 Теоретические основы планирования себестоимости продукции
1.1 Сущность категорий «себестоимость продукции», «расходы», «затраты»
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования [25].
Термин «себестоимость» был введен в политическую экономию П. Прудоном и Э. Форкадом. Рассматривался многими видными учеными. Например, в работах 1920-х годов С.Г. Струмилина и Л. И. Любощица подробно излагается взгляд на экономическую природу и содержание таких категорий, как «стоимость», «себестоимость» и «издержи производства». Последние рассматриваются как самостоятельные экономические категории, поскольку расположены на разных уровнях абстракции. По мнению С.Г. Струмилина и Л.И. Любощица, себестоимость является модифицированной и поверхностной формой категории издержек производства, выступает на практике как издержки производства функционирующей фирмы, как расходы конкретного предпринимателя в условиях конкуренции [11].
В экономической литературе приводится ряд определений понятия «себестоимость», каждое из которых устанавливает и добавляет его экономическую сущность, этот факт содействует способствует проведению наиболее подробного анализа, проанализируем зачастую встречающиеся определения, для удобства объединим их в таблицу 1.
Таблица 1 - Установление определения понятию себестоимость продукции [29]
Автор
|
Себестоимость - это
|
В.Э. Керимов [20]
|
совокупность выраженных в денежной форме затрат предприятия на производство и реализацию продукции
|
Н.Д. Врублевский [33]
|
скалькулированные издержки производства по ее видам, наименованиям и единицам
|
Т.П. Карпова [19]
|
величина используемых ресурсов в денежном выражении
|
М.И. Кутер [23]
|
затраты продаж — часть расходов отчетного периода, приходящаяся на основные виды деятельности и включающая производственную себестоимость продаж, расходы на управление и расходы на продажу
|
Я.В. Соколов [28]
|
совокупность затрат, отражаемых по дебету счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»
|
Р. Энтони, Дж. Рис [34]
|
представленная в денежном выражении величина ресурсов, использованных в определенных целях
|
Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл [31]
|
производственные затраты на произведенную, но непроданную продукцию, т.е. как бы материализованные затраты, и именно поэтому их можно инвентаризировать
|
Таким образом, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных и трудовых ресурсов, основных средств, нематериальных активов, а также других затрат.
В основном в экономической литературе среди ученых-экономистов преобладает мнение, что себестоимость — это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме, примем это определение за основную сущность понятия себестоимости.
Приведем основные виды себестоимости единицы изделия.
- В зависимости от последовательности формирования:
а) цеховая (включает в себя текущие затраты по изготовлению продукции в отдельных цехах предприятия);
б) производственная (включает затраты на производство продукции в целом по предприятию);
в) полная (отражает все затраты на производство и реализацию продукции).
- По способам расчета и сферам применения в управлении производством:
а) плановая (будет реализована в предстоящем периоде);
б) расчетная (используется в технико-экономических расчетах по обоснованию эффективности принимаемых управленческих решений, при формировании перспективных цен);
в) фактическая (были реализованы в этом периоде) [14].
Кроме того, себестоимость продукции это емкая, многообразная и динамичная экономическая категория, которая является важнейшим качественным показателем, показывающим, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль и, соответственно, рентабельность производства [32].
Исчисление себестоимости необходимо предприятию для:
- оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;
- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
- осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;
- выявления резервов снижения себестоимости продукции;
- определения цен на продукцию;
- расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
- обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и так далее [21].
Любое предприятие независимо от специфики деятельности и формы собственности использует материальные, трудовые, финансовые, информационные и другие виды ресурсов для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Привлечение и использование этих ресурсов связано с затратами [15].
Затраты — это денежное выражение объема используемых предприятием ресурсов для производства и реализации продукции за определенный период времени – квартал, год. Как видно из определения затраты характеризуются:
- денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;
- целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);
- определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени [36].
Затратами признаются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т. п. Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление данных ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и отражаются в отчете о прибылях и убытках [11].
Расходы – это фактическое уменьшение (использование) ресурсов или увеличение долговых обязательств организации. Затраты становятся расходами в момент их фактического использования в производстве [36].
Бухгалтерские затраты представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).
Экономические затраты – это затраты упущенных возможностей, то есть сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов. Понятие экономических затрат обусловлено ограниченностью ресурсов [13].
Затраты предприятия классифицируются несколькими способами в зависимости от видов учета (см. табл. 2).
Таблица 2 – Классификация затрат [24]
Признак
|
Виды затрат
|
Экономическое содержание
|
Экономический элемент – первичный, однородный вид затрат, который нельзя разделить на составные части:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие.
|
Статья затрат – определенный вид затрат, раскрывающий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом:
- сырье и материалы;
- возвратные отходы (вычитаются);
- покупные изделия и полуфабрикаты;
- топливо и энергия на технологические цели;
- оплата труда производственных рабочих;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на подготовку и освоение производства;
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы;
- потери от брака;
- прочие производственные расходы.
|
В зависимости от объема производства
|
Переменные. Величина таких затрат зависит от объема производства.
Постоянные. Величина таких затрат практически не зависит от объема производства.
|
По целевому назначению
|
Основные. Затраты, связанные с технологическим процессом выпуска продукции.
Накладные. Затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции
|
По способу включения в себестоимость
|
Прямые. Расходы по производству конкретного вида продукции, которые могут быть сразу отнесены на конкретные виды продукции.
Косвенные. Связаны с выпуском нескольких видов продукции (затраты на управление и обслуживание производства). Включаются в себестоимость всей продукции по каким-то правилам.
|
По времени включения в себестоимость
|
Текущие. Расходы по производству и реализации продукции данного периода, которые принесли доход в текущем периоде.
Будущих периодов. Затраты, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в себестоимость в будущих периодах.
|
Основным документом, которым следует руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является глава 25 Налогового кодекса РФ, где представлена информация о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. В этом документе указано, что все затраты, влияющие на себестоимость продукции, делятся на.
а) материальные затраты (без учета стоимости возвратных отходов);
б) расходы на оплату труда;
в) страховые взносы в ПФ, ФСС, ФФОМС;
г) амортизация;
д) прочие затраты.
Представленная группировка по экономическим элементам является обязательной для всех отраслей промышленности и позволяет определить соотношение каждого элемента затрат в структуре себестоимости, а также установить сколько и на что именно было израсходовано средств при производстве продукции [3].
Таким образом, себестоимость производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг является одним из важнейших показателей деятельности предприятия, влияющих напрямую на ее финансовые результаты. От величины себестоимости зависит уровень прибыли предприятия, конкурентоспособность продукции, финансовое состояние.