ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях
1.1 Понятие, виды и функции конкуренции. Основные аспекты правового регулирования конкуренции в России.
1.2 Оценка конкурентной способности предприятия как один из основных показателей оценки бизнеса
1.3 Основные методы оценки конкурентной способности предприятия
2 Оценка конкурентной среды и конкурентной способности ООО «Лента»
2.1 Характеристика деятельности и оценка основных показателей финансового состояния ООО «Лента»
2.2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Лента»
2.3 Оценка конкурентной позиции ООО «Лента» на рынке
3 Разработка рекомендаций по укреплению конкурентных позиций ООО «Лента»
3.1 Разработка мероприятий по укреплению конкурентных позиций ООО «Лента»
3.2 Оценка эффективности мероприятий, проведенных на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мире в условиях обострения конкуренции и глобализации формирование и реализация четкой и долгосрочной стратегии становятся необходимой потребностью существования предприятий, основой эффективной модели становления и развития предприятия. Имеются в виду не только крупные или преуспевающие предприятия, но и малые их формы, а также организации в базовых отраслях, которые больше не способны работать по старинке, не оглядываясь на партнеров и конкурентов по инерции. В данное время только стратегическое долгосрочное видение и активные действия с подключением различных сетевых взаимодействий могут дать шанс на выживание и использование новых возможностей. Для успешного развития компании, необходимо не только эффективно ее продвигать, но и активно учитывать при этом деятельность конкурентов.
Конкурентоспособность является решающим фактором успеха компании, ведь любая компания осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Повышение конкурентоспособности организации предполагает разработку стратегии развития с учетом характеристик рынка, конкурентной среды и позиции компании на рынке в их непрерывной динамике. Правильно выбранная стратегия позволяет увидеть путь развития организации от исходного состояния до требуемого. Универсальных рецептов на 100% подходящей для всех стратегии нет, это утверждение справедливо и для торговых организаций. Талант управленца и собственника торгового бизнеса заключается в оценке конкурентной среды и конкурентной способности предприятия для дальнейшей разработки стратегии укрепления конкурентных позиций с учетом уникальных особенностей его организации и меняющейся окружающей среды.
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий и стратегии ее формирования, а также ее оценки посвящены работы авторов: О. Виханского, И.Б. Гуркова, Ю.Н. Лапыгина, М.М. Максимцова, М. Портера, Р. Фатхутдинова, и многих других.
Целью ВКР является оценка конкурентной среды и конкурентной способности предприятия, а также разработка мер по повышению ее уровня.
Для достижения поставленной цели будет реализовано несколько задач:
- изучить теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях;
- провести оценку конкурентной среды и конкурентной способности на примере предприятия ООО «Лента»;
- разработать рекомендации по укреплению конкурентных позиций ООО «Лента».
Объектом настоящего исследования является торговая организация ООО «Лента».
Предмет исследования – оценка конкурентной среды и конкурентной способности предприятия.
В качестве инструментов исследования были использованы стратегический, сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы: учебная и научная литература, материалы периодических печатных изданий, связанные с исследуемой проблемой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы для практического применения в торговой сети ООО «Лента», а также для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности в других торговых фирмах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Азоев Г.А. Конкурентоспособность организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 272 с.
2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: Питер, 2011. – 496 с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономика, 2012. – 144 с.
4. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 347 с.
5. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. – М.: ФИНПРЕСС, 2010. – 415 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Экономист, 2014. – 625 с.
7. Волков Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы// Вести высших учебных заведений черноземья. – 2015. – №1(19). – С. 96-100.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. – 480 с.
9. Горбунов А.Р. Национальная конкурентоспособность. Стратегическое моделирование концернов. – М., « Анкил», 2010. – 256 с.
10. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. – М. : Вершина, 2015. – 368 с.
11. Грант Р. Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер:, 2012. – 544 с.
12. Григорян А. Ф. Менеджмент. Учебник. – М.: ПБОЮЛ, 2010. – 264 с.
13. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: учеб. для магистров. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2012. – 462 с.
14. Гурков И.Б. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. – 2014. – № 1. – С. 19-25.
15. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: пер. с англ.: учеб. пособие / П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2013. – 398 с.:
16. Дюков А.В. Роль сферы сервиса в конкурентоспособности страны // Маркетинг услуг. – 2011. – № 02(26). – С. 100-109.
17. Залялова Л. Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг // Вестник ТИСБИ. – 2014. – № 2. – С. 130-137.
18. Зобов А. Стратегические альянсы в маркетинговых стратегиях Российских компаний // Маркетинг. – 2012. – № 1(122). – С. 48-53.
19. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2-х частях. Часть 1. Стратегическое планирование. – Минск: ООО «Новое знание», 2012. – 260 с.
20. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред.: Н.В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова. – СПб.: Питер, 2012. – 576 с.
21. Корпоративное управление: учебное пособие / В. Г. Антонов, В.В. Крылов, А. Ю. Кузьмичев и др.; ред. В. Г. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 288 с.
22. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374-377.
23. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: учеб.: пер. с англ. / Ж.-Ж.Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. – СПб.: Наука, 2012. – 720 с.
24. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – М.: Эскимо, 2013. – 432 с.
25. Лымарь К. Н. Анализ методов оценки конкурентных преимуществ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 9(56). – С. 121-124.
26. Мазилкина Е. И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. – 2-е изд. – М. Омега-Л, 2013. – 325 с.
27. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2012. – 224 с.
28. Мексон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента. – 3-е издание: пер с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. – 672 с.
29. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия // Корпоративный менеджмент. – 2013. – № 5. – С. 21.
30. Панов А.И., Коробейников, И.О., Панов, В.А. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 221 с.
31. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2012. – 106 с.
32. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 452 с.
33. Романова А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегия повышения // Современная конкуренция. – 2013. – № 5. – С. 78-84.
34. Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7272
35. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. – 220 с.
36. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2014. – 432 с.
37. Фисун А.В. Эффективный репутационный менеджмент// Менеджмент сегодня. – 2012. – №04(70). – С. 206-212.
38. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Е.А. Черныш. – М.: ПРИОР, 2012. – 176 с.
39. Четыркина Н. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебн. пособ. / Н. Ю. Четыркина. – СПб. : Изд-во СПбГЭФ, 2009. – 128 с.
40. Шилков В. И. Стратегический менеджмент. – М.: Форум, 2011. – 302 с.
41. Экономический анализ: учеб. / ред.: В. Я. Поздняков, В.М. Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 491 с.
42. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном-Пресс, 2014. – 432 с.
43. Юрьева Т.В. Конкурентная политика организации в условиях кризиса. монография. – М.: Проспект , 2013. – 144 с.