ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность конкурентоспособности и значение её оценки
1.2. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия
1.3. Конкуренция на рынке туристических услуг 2014-2015 гг.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АТЛАС-ТУР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика турфирмы
2.2. Анализ конкурентоспособности турфирмы
2.3. Оценка конкурентных преимуществ турфирмы
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АТЛАС-ТУР»
3.1. Разработка комплекса мер по повышению конкурентоспособности турфирмы
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. PEST анализ ООО «АТЛАС-ТУР»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета
Актуальность темы исследования. Стратегическое управление позволяет усилить стратегическую адаптацию и расширить горизонты предвидения, тем самым создавая возможность своевременной от¬ветной реакции организации на изменения, происходящие во внешней среде, а также дает возможность добиться стратегического успеха в будущем.
В настоящее время рынок находится на этапе напряженной конкуренции, когда для успешного развития компании, необходимо не только эффективно ее продвигать, но и активно учитывать при этом деятельность конкурентов. В жесткой борьбе за успешное выживание уже недостаточно использовать только широко применяемые инструменты маркетингового анализа, первоочередной задачей становится необходимость думать и действовать перспективно, регулярно проводя стратегический анализ внешней и внутренней среды компании.
Разработка стратегии развития организации – это сложный и строго индивидуальный процесс, так как нельзя применить один и тот же сценарий развития даже для двух очень схожих компаний, работающих на одном рынке и ставящих перед собой тождественные цели. В зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, стратегических задач, индивидуальных особенностей организации концепция повышения конкурентоспособности может включать в себя множество различных элементов: организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных.
В настоящее время конкурентоспособность является решающим фактором успеха компании, ведь любая компания осуществляет свою деятельность в условиях жёсткой конкуренции. Повышение конкурентоспособности организации предполагает разработку стратегии развития с учетом характеристик рынка, конкурентной среды и позиции компании на рынке в их непрерывной динамике. Это подтверждает актуальность изучения конкурентоспособности, поиска наиболее точного и функционального инструментария ее оценки и эффективных механизмов ее повышения в условиях деятельности организации.
Вопросом изучения конкурентоспособности предприятий и стратегии её формирования, а также ее оценки посвящены работы авторов: О. Виханского, И.Б. Гуркова, Ю.Н. Лапыгина, М.М.Максимцова, М. Портера, Р. Фатхутдинова, и многих других..
Объектом настоящего исследования является туристическая фирма ООО «АТЛАС-ТУР».
Предмет исследования – методика оценки конкурентоспособности организации.
Целью ВКР является исследование конкурентоспособности предприятия и разработка комплекса мер по повышению ее уровня.
Для достижения поставленной цели будет реализовано несколько задач:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;
- оценить уровень конкурентоспособности предприятия на примере туристической фирмы ООО «АТЛАС-ТУР»;
- разработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности анализируемой фирмы.
В качестве инструментов исследования были использованы стратегический, сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы: учебная и научная литература, материалы периодических печатных изданий, связанные с исследуемой проблемой.
Практическая значимость исследования заключается в том, результаты и выводы исследования могут быть использованы для практического применения в турфирме ООО «АТЛАС-ТУР», а также для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности в других туристических фирмах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф ; Пер с англ. под ред. Петрова А.Н. – СПб. : Питер, 2015. – 344 с.
2. Андронов Д.А. Управление стратегической конкурентоспособностью компании // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 5 (5). – С. 16-21.
3. Бобков А.Л., Бобков Л.В. Экономия ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России. – М.: Дашков и К, 2010. – 147 с.
4. Волков Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы// Вести высших учебных заведений черноземья. – 2010. – №1(19). – С. 96-100.
5. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. – М.: Вершина, 2015. – 368 с.
6. Грани конкурентоспособности: государство, регион, предприятие, товар / Под ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. – 186 с.
7. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер с англ. под ред. С.К. Мордвина / Р. Дафт – СПб.: Питер, 2014. – 800 с.
8. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2013. – 288 с.
9. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности. — М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 441 с.
10. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 4 (24). – С. 17-27.
11. Иванов С.В. Оценка и формирование конкурентоспособности системы управления компанией: монография. – Калининград: Аксиос, 2014. – 127 с.
12. Инновация и конкурентоспособность предприятий: [инновации: компетенции, организационный механизм, стратегия, бизнес-модель, ресурсы, культура] / Под ред. Н.А. Кравченко. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. – 322 с.
13. Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. – М.: Изд-во РЗИТЛП, 2013. – 149 с.
14. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. 2-е изд. / Пер с англ. под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2014. – 720 с.
15. Марков Д.А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских предприятий // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. Конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 152-154.
16. Минченкова О.Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. – М.: Изд-во ГУУ, 2012. - 222 с.
17. Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. – 97 с.
18. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/ strategy/estimate_competitiveness.shtml.
19. Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: Курс лекций. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2015. – 256 с.
20. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2013. – 120 с.
21. Попадюк Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. – М.: МГСУ, 2008. – 200 с.
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отрасли и конкурентов / пер. с англ. – М., 2014. – 464 с.
23. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 715 с.
24. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями: пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. – 352 c.
25. Романова А.И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегия повышения // Современная конкуренция. – 2013. – № 5. – С. 78-84.
26. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 162 с.
27. Смирнов В.П., Ерохина Л.Д., Горбатенко А.В. Оценка конкурентоспособности организации // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/06/7272
28. Стародубцева Е.А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – № 4. – С. 132-135.
29. Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. – Воронеж: Научная книга, 2010. – 203 с.
30. Тимирьянова В.М. Построение системы показателей оценки конкурентной среды и конкурентоспособности предприятий в регионе: монография. – Уфа: Антаир, 2010. – 232 с.
31. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е изд.: пер.с англ. – Издательский дом «Вильямс», 2015. – 928 с.
32. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 928 с.
33. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2014. – 432 с.
34. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. – 882 с.
35. Филобокова Л.Ю. Обоснование концепции рыночной устойчивости и конкурентоспособности малого предпринимательства. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2013. – 191 с.
36. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие для вузов / Т.Г. Философова, В.А. Быков; Под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 271 с.
37. Шилков В.И. Стратегический менеджмент. – М.: Форум, 2011. – 302 с.
38. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном-Пресс, 2014. – 432 с.
39. Юрьева Т.В. Конкурентная политика организации в условиях кризиса. монография. – М.: Проспект, 2010. – 144 с.
40. Все о туризме: отдых, заграничные путешествия, обзор туров. ТОП-10 крупнейших туроператоров страны [Электронный ресурс]. URL: ruturistos.ru
41. Демпинг в туризмеТуристический портал «Активный и экстремальный туризм» [Электронный ресурс]. URL: http://extadventure.com/ news.php?readmore=23
42. Каким будет 2015 год для российского турбизнеса? итоги 2014 года. прогнозы на 2015 год // ТурБизнес. – 2015. – № 7. – 1/320.
43. Корнюшин В. Демпинг и другие пути ценовой конкуренции [Электронный ресурс] URL: http://www.pharmvestnik.ru/publs/staryj-arxiv-gazety/demping-i-drugie-puti-tsenovoj-konkurentsii.html