Введение
1. Теоретические и методические аспекты конкурентоспособности организации
1.1. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность организации, факторы конкурентоспособности
1.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации
1.3. Программно-информационное обеспечение стратегического управления
2. Оценка финансовой устойчивости и конкурентоспостобности ООО «Новотелеком» на рынке интернет-провайдеров г. Новосибирска
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации
2.2. Анализ внешней среды организации, движущих сил отрасли и ключевых факторов успеха
2.3 Анализ внутренней среды организации и оценка ее конкурентоспособности на региональном рынке интернет-провайдеров
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Новотелеком» на региональном рынке интернет-провайдеров на период 2015-2016 годов..
3.1. Стратегические цели и задачи развития организации на 2015-2016 годы
3.2. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
3.3. Нормативно-правовое и организационное обеспечение мероприятий по повышению качества обслуживания клиентов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в настоящее время условия функционирования организаций обосновывают необходимость проведения объективного и всестороннего анализа их конкурентоспособности, который позволяет определить особенности их деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
Оценка конкурентных результатов деятельности участников рынка по размерам их конкурентных позиций по отношению к соперникам является наиболее важной характеристикой результатов их участия в деловой конкуренции. Каждый участник рынка формирует свою позиции по отношению к каждому конкуренту, стремится ее занять и отстоять в соперничестве с ним. [3, c.86].
Поскольку участники рынка не оказывают услуги конкурентам, как остальному окружению, не поставляют им товары и не выполняют для них работы, которые влияли бы на повышение их конкурентной ценности, взаимные конкурентные позиции сторон характеризуются предельной простотой. Желательными для них являются позиции превосходства: участники рынка стремятся занимать и отстаивать лучшие – наиболее выгодные или хорошие – более выгодные конкурентные позиции, оставляя соперникам, соответственно, худшие – наименее выгодные или плохие – невыгодные позиции.
В настоящее время в нашей стране появилось огромное количество статей, учебников и монографий, посвященных анализу конкурентоспособности организации в целом и анализу финансово-хозяйственной деятельности в частности. Необходимо отметить, что в условиях ухудшения экономических условий в стране актуальность анализа конкурентоспособности не только не снизилась, но и значительно возросла.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности коммерческой организации на основе теоретических и методических аспектов.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические аспекты конкурентоспособности организации;
- дать определение конкурентным преимуществам, рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности организации;
- выявить методические подходы к разработке и обоснованию конкурентоспособности организации;
- ознакомиться с программно-информационным обеспечением процесса разработки стратегии конкурентоспособности организации;
- провести оценку финансовой устойчивости и конкурентоспособности ООО «Новотелеком»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности рассматриваемой организации.
Объектом исследования в работе является конкурентоспособность организаций и особенности управления ею применительно к рынку интернет-провайдеров.
Предметом исследования выступают показатели конкурентоспособности коммерческой организации, а также факторы, определяющие их значения.
Объект наблюдения: ООО «Новотелеком».
В процессе выполнения исследовательской работы были применены совокупность общетеоретических и специфичных методов анализа и синтеза информации, методы классификации, обобщения, описания, прогнозирования, табличный и графических методы, методы финансового анализа.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы стали труды таких авторов, как Ф. Котлер, Р. Дафта, В.И. Захарченко, И.И. Белоусова и др., а также материалы периодических изданий «Экономист», «Маркетинг в России и за рубежом», «Российский экономический журнал», «Стандарты и качество», а также информация открытых источников сети Интернет по проблеме исследования.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативные и локальные акты, бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Новотелеком» («Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах») за 2013-2014 гг., а также открытые источники информации о внешней и внутренней среде объекта наблюдения.
В соответствии с целью и задачами выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (трех глав) и заключения. Во введении обоснована актуальность темы исследования; поставлена цель и определены задачи исследования; приведены объект и предмет исследования, объект наблюдения и методы исследования; раскрыта структура исследования и практическая значимость полученных результатов. В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности организации. Во второй главе проведена оценка финансовой устойчивости и конкурентоспособности ООО «Новотелеком» на региональном рынке г. Новосибирска. В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны мероприятия по усилению влияния ООО «Новотелеком» на рынке и повышению его финансовой устойчивости. В заключении работы подведены общие итоги работы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты по оценке конкурентоспособности организации и выработанные рекомендации могут быть использованы на практике в деятельности рассматриваемой организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность организации, факторы конкурентоспособности
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для организации определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для организации или товара [5, c. 15].
Указанное превосходство является, таким образом, относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.
Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами. В общем виде эти факторы можно сгруппировать в две широкие категории, исходя из создаваемых ими преимуществ, которые могут быть внутренними и внешними.
Конкурентное преимущество называется «внешним», если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности [2, c. 37].
Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает «рыночную силу» организации в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, – это стратегия дифференциации, которая опирается на маркетинговое ноу-хау организации, ее превосходство в выявлении и удовлетворении ожиданий покупателей недовольных существующими товарами [16, c. 253].
1. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вихарева. – СПб.: Питер, 2003. – 256 c.
2. Андрианов В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.А. Андрианов // Экономист. – 2010. – № 10. – С. 33-42.
3. Арутюнова Д.В.: Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д.В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.
4. Белоусов И.И. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: Дис… канд. эконом. наук / И.И. Белоусов. – М., 2014. – 176 с.
5. Бендина Н.В. Маркетинг (конспект лекций) / Н.В. Бендина. – М.: «Приор-издат», 2005. – 215 с.
6. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова, Е.В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1 (45). – С. 113-119.
7. Булев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А.И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2012. – №5. – С. 46-50.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С.Виханский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296 с.
9. Воронов А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий / А.А. Воронов // Машиностроитель. – 2012. – № 12. – С. 27-29.
10. Вютрих Х.А. Конкурентоспособность глобальных предприятий / Х.А. Вютрих, В.Б. Винтер // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №3. – С. 15-19.
11. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. – 2013. – № 3. – С. 67-68
12. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции / Е.А. Горбашко. – СПБ.: СПБУЭиФ. 2014. – 175 с.
13. Горькова Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горькова, Г. Шаповалов // Финансовая политика. – 2012. – № 6. – С. 66-73.
14. Гузков И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции / И. Гузков, Н. Типова // Маркетинг. – 2007. – № 1. – С. 20-34.
15. Данилов И.П. Бенчмаркинг – эффективный инструмент повышения конкурентоспособности / И.П.Данилов, С.Ю.Михайлова, Т.В.Данилова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.benchmarkingclub.ru.
16. Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, 2012. – 864с.
17. Долгов А.И. Прокопенко Е.А.: Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко Е.А. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 280с.
18. Жариков В.Д. Конкурентный статус организации: качество, эффективность / В.Д. Жариков, В.В. Жариков // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: сб. науч. трудов / под ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. – Вып. 5. – 300 с.
19. Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / В.И. Захарченко // Машиностроитель. – 2014. – №11. – С. 13-17.
20. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Системный подход : учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб. – М.: Генезис, 2011. – 848 с.
21. Иванова Н.В. Устойчивое экономическое решение и эффективная предпринимательская деятельность / Н.В.Иванова [Электронный ресурс] Режим доступа: www.marketing.spb.ru/read/article/a67.htm
22. ИТАР ТАСС. Официальный сайт. – Режим доступа: http://tass.ru/sibir
23. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент/ Л.Н. Качалина. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 464 с.
24. Коммерсантъ – еженедельная деловая газета. Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru
25. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2011. – 464с.
26. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Ф. Котлер. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2010. – 244с.
27. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование : учеб. пособие / А.И. Кочеткова. – М.: Дело, 2010. – 944 с.
28. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236с.
29. Литвиненко В.С. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции / В.С. Литвиненко // Стандарт и качество. – 2013. – № 8. – С. 23-28.
30. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. / Ю.А. Маленков – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224с.
31. Маркетинг: Учебник / под ред. Проф. Т.Н. Парамоновой. – М.: КНОРУС, 2008. – 360 с.
32. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы / Д.А. Новиков. – М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 с.
33. Официальный сайт Банка России. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
34. Официальный сайт ЗАО «ТТК» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zsttk.ru/
35. Официальный сайт министерства экономического развития РФ // http://economy.gov.ru/minec/main
36. Официальный сайт ОАО «Ростелеком» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://novosibirsk.rt.ru/
37. Официальный сайт ООО «Новотелеком» [Электронный ресурс] Режим дсотупа: http://2090000.ru/
38. Официальный сайт ООО «Эр-Телеком» [Электронный ресурс] Режим дсотупа: http://ertelecom.ru/
39. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области // http://novosibstat.gks.ru/
40. Отраслевые и специализированные решения 1С: Предприятие// http://solutions.1c.ru/catalog/boss-standart
41. Официальный сайт «Программные системы Новосибирск» // http://www.progsys.ru/1cv8/.
42. Официальный сайт «Инталев : Корпоративный менеджмент 7 // http://www.intalev.ru/products/km/about/functionality/
43. Официальный сайт J'son & Partners Consulting // http://www.json.ru/
44. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2007. – 518 с.
45. Решетникова Т.П. Методы оценки конкурентоспособности организации / Т.П. Решетникова // Вестник Нижегородского ун-та. – 2014. – №9. – С. 166-173.
46. Российская газета. Официальный сайт. – Режим доступа: http://www.rg.ru
47. Рыбаков И.П. Качество и конкурентоспособность при рыночных соотношениях / И.П. Рыбаков // Стандарты и качество. – 2011. – № 12. – С. 43-47.
48. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
49. Сазонова Л.Н. Закономерности формирования устойчивого развития современного предпринимательства/ Л.Н. Сазонова // Финансы: планирование, управление, контроль. – 2011. – № 3. – С. 25-34.
50. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В. Синько // Стандарты и качество. – 2011. – №4. – С. 54-59.
51. Соловьев Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 383 с.
52. Стратегии, которые работают: Подход BCG / сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл. – М.: Манн и Фербер, 2012. – 496с.
53. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2012. – 288с.
54. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. – 288с.
55. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 623с.
56. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / Майкл Ковени, Деннис Гэнстер, Брайан Хартлен, Дейв Кинг. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 232с.
57. Стратегия эффективного развития организации: учебник / О.С. Сухарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 287 c.
58. Таран В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2010. – № 2. – С. 6-12.
59. Фальцман В. Диверсификация российской экономики / В. Фальцман // Вопросы экономики. – 2015. - № 5. – С. 26-29.
60. Шерстобитов Т.И. Бенчмаркинг как инструмент повышения инновационного потенциала организации / Т.И. Шерстобитов // Качество. Инновации. Образование. – 2005. – №3. – С.23-28.