Введение
1 Аналитическая часть
1.1 Общая характеристика Управления ПФР
1.2 Анализ ИТ-инфраструктуры Управления
1.3 Анализ бизнес-процессов специалиста по защите информации
2 Проектная часть
2.1 Информационная модель работы с заявками на доступ
2.2 Моделирование в UML
2.3 Обоснование выбора средства разработки
2.4 Описание режима разработанного ПО
3.Экономический раздел
3.1 Трудоемкость и продолжительность работ
3.2 Расчет параметров экономической эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
В XXI веке у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления соответствующих норм в законе. Основной объект на сегодняшний день – это информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине данные сами по себе приобретают высокую ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность.
В виду вышесказанного, законодательными актами, как в России, так и зарубежных странах предусматривают немалое количество норм, направленных на регулирование создания, пользования, передачи и защиты информации во всех ее формах.
В организациях со сложной филиальной структурой, использующих множество различных прикладных программных комплексов актуальность приобретают проблемы упорядочивания документооборота в области работы с заявками на доступ к информационным ресурсам. В каждой из заявок необходимо учитывать специфику программного комплекса, уровней доступа и др. При этом для обеспечения функций специалиста на отработку заявки выделяется ограниченное время. Таким образом, автоматизация документооборота в области работы с заявками позволит минимизировать трудозатраты специалистов в части рассмотрения возможности доступа к программным комплексам, позволяет сокращать время перерывов в работе пользователей.
Цель данной работы заключается в разработке информационной системы для автоматизации работы с заявками на доступ к информационным ресурсам.
Задачи работы:
- изучение специфики работы ПФР и обрабатываемых данных в его информационной системе;
- анализ существующей архитектуры АИС УПФР;
- анализ бизнес-процессов работы с заявками на предоставление доступа к информационным ресурсам;
- постановка задач автоматизации работы с заявками;
- разработка информационной модели и структуры данных в соответствии с поставленными задачами;
- обоснование выбора средства разработки;
- разработка прототипа программного обеспечения для автоматизации работы с заявками на доступ к информационным ресурсам;
- оценка затрат на разработку проекта.
Объект исследования: деятельность специалиста по защите информации УПФР в г.Нижневартовске.
Предмет исследования: автоматизация работы с заявками на предоставление доступа к информационным ресурсам.
1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Общая характеристика Управления ПФР
Объектом исследования в данной работе является автоматизированная система Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Нижневартовску.
Основной сферой деятельности Управления является выполнение государственных функций в области пенсионного обеспечения граждан.
Основные направления деятельности Управления:
- администрирование страховых взносов, уплачиваемых страхователями;
- назначение пенсий, пособий гражданам согласно Федеральному законодательству РФ;
- формирование списков для выплаты пенсии и передача их в банки и почтовые учреждения;
- обработка отчетности;
- формирование статистической отчетности для органов Федерального казначейства;
- персонифицированный учет граждан для формирования пенсионных прав;
- взаимодействие с управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами в рамках формирования накопительной части пенсии работающих граждан и ее выплаты пенсионерам.
Бюджет Управления Пенсионного фонда формируется из ассигнований ПФР на финансирование основной деятельности.
Вышестоящей организацией является региональное Отделение Пенсионного.
Организационная структура Управления представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура Управления ПФР по г. Нижневартовску[1]
В таблице 1 приведен перечень функциональных обязанностей подразделений Управления
Таблица 1 - Перечень функциональных обязанностей подразделений Управления[2]
Наименование подразделения
|
Функциональные обязанности
|
Отдел назначения, перерасчета пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц
|
Вопросы назначения размеров пенсий и социальных выплат, в т.ч. материнского капитала гражданам согласно федеральному законодательству, учет граждан, имеющих льготный стаж
|
Клиентская служба
|
Прием граждан, первичный прием документов для назначения, перерасчета пенсий, соцвыплат, выдача информации гражданам по их запросу
|
Отдел выплаты пенсий
|
Формирование выплатных документов для передачи их в банки и органы почтовой связи, контроль полноты и сроков выплат
|
Отдел администрирования страховых взносов
|
Вопросы уплаты страховых взносов страхователями и прием отчетности от страхователей по начисленным и выплаченным суммам страховых взносов, прием отчетности от страхователей, взыскание недоимки
|
Отдел персонифицированного учета
|
Вопросы ведения лицевых счетов застрахованных лиц
|
Специалист по автоматизации
|
Вопросы обеспечения деятельности автоматизированной системы Управления, сопровождения программных комплексов, а также вопросы информационной безопасности
|
В таблице 2 приведены характеристики Управления ПФР по г. Нижневартовску по состоянию на 01.04.2021.
Таблица 2 - Характеристики Управления ПФР по г. Нижневартовску по состоянию на 01.04.2021[3]
Параметр
|
Значение
|
Количество специалистов по штатному расписанию, ед.
|
96
|
Количество получателей трудовых, социальных пенсий
|
123852
|
Количество застрахованных лиц в системе персонифицированного учёта, чел.
|
263896
|
Количество организаций, являющихся страхователями в зоне ответственности Управления
|
5693
|
Количество страхователей – индивидуальных предпринимателей
|
9863
|
Количество получателей выплат социального характера
|
88963
|
Таким образом, так как число обрабатываемых персональных данных в управлении превышает 100000, класс защищенности данной информационной системы следует относить к К2, в соответствии с которой проводить комплекс мер по обеспечению информационной безопасности. Характер обрабатываемой конфиденциальной информации в системе Управления Пенсионного Фонда предполагает наличие данных о:
- реквизитах документов граждан и специалистов ПФР, включая их копии;
- выплачиваемых суммах пенсий и пособий гражданам;
- адресной и контактной информации;
- данных о предприятиях – плательщиках страховых взносов;
- суммах доходов застрахованных лиц;
- бюджетных ассигнованиях, используемых для обеспечения деятельности Управления.