Введение
1. Теоретические основы информационного обеспечения управления в органах МВД
1.1. Роль и значение информации в управлении
1.2. Современные информационные технологии управления
1.3. Организация информационного обеспечения деятельности ОВД
2. Анализ информационного обеспечения органов МВД
2.1. Общая характеристика деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике
2.2.Оценка информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел
3. Совершенствование системы информационного обеспечения управления в органах внутренних дел
3.1. Внедрение новых методик обработки информации
3.2. Развитие единой информационной системы
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена избранной тематикой, предполагающей изучение информационного обеспечения управления в органах МВД.
Известно, что управление любыми процессами, техническими или социальными, невозможно в отсутствие информации. Ведь на всех этапах управленческого цикла информация является основой и главным инструментом управления. Анализ управляемого объекта предполагает сбор разнообразной информации об объекте управления. На стадии выработки целей и стратегии именно достоверная и объективная информация позволяет построить эффективную систему управления. Немыслим в отсутствие информации этап принятия решения - от описания возможных альтернатив, прогноза и анализа результатов на соответствие их поставленным целям и, наконец, до выбора наиболее предпочтительного варианта решения. Дальнейшие этапы управленческого цикла - планирование, организация и руководство мероприятиями - также не осуществимы без приема, обработки и хранения информации. Очевидно также, что именно в получении реальной информации о состоянии объекта и возможной в связи с ней корректировкой целей, задач и планов управления состоит цель завершающего этапа управленческого цикла - контроля.
Таким образом, исключение информации из процесса управления делает невозможным управление как таковое.
Особо следует выделить информационное обеспечение управления в органах МВД, ведь бесперебойное функционирование данного ведомства является залогом правопорядка на территории нашего государства.
Степень разработанности проблемы. Рассматриваемые в настоящей выпускной квалификационной работе вопросы в силу своей значимости, являются предметом изучения отечественных ученых на протяжении длительного времени. Однако, некоторые моменты продолжают оставаться спорными. Их освещение предлагается в настоящей работе.
Цель и задачи исследования. Основной целью выпускной квалификационной работы является совершенствование систем информационного обеспечения управления в органах МВД.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- изучение теоретических основ информационного обеспечения управления в органах МВД;
- анализ информационного обеспечения управления деятельности органов МВД;
- выявление проблем и основных направлений совершенствования информационно-аналитического обеспечения деятельности отдела дознания органов внутренних дел.
Методологическая основа исследования. В целях достижения вышеуказанной цели были использованы традиционные положения диалектического способа научного познания, метод логического анализа и синтеза, системный метод, нормативно-логический анализ, метод сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы включает в себя труды и отечественных ученых в сфере теории государства и права, истории государства и права, уголовного, уголовно-процессуального, информационного права, сравнительного правоведения.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы являются Конституция Российской Федерации, кодифицированные акты России, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.
Объектом выпускной квалификационной работы составляют теоретические и практические аспекты информационного обеспечения управления в органах МВД.
Предмет выпускной квалификационной работы отношения, складывающиеся в процессе информационного обеспечения управления в органах МВД.
Практическая значимость сводится к возможности использовать сформулированные предложения.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа представлена введением, тремя главами, которые включают в себя семь параграфов, заключением, списком нормативных актов и специальной литературы, непосредственно использованных в процессе работы над указанной тематикой.
- Теоретические основы информационного обеспечения управления в органах МВД
1.1. Роль и значение информации в управлении
Известно, что информация - это инструмент двойного назначения. От того, в чьих руках он находится и насколько квалифицированно используется, зависит равновесное и гармоничное развитие государства и общества. Использование информации - это и есть глобальная проблема современного управления.
С точки зрения процесса реализации государственное управление также представляет собой ряд циклично повторяющихся и предусмотренных в административных стандартах и регламентах стадий, связанных с анализом текущей ситуации, прогнозированием ее развития, выработкой и принятием управленческого решения, исполнением принятого решения и контролем соответствия достигнутых результатов поставленным целям.
Данные стадии и их отдельные этапы неразрывно связаны с циркуляцией информации, с прямыми и обратными информационными связями между объектом и субъектом управления. При этом с позиций административно-правового видения сущности государственного управления свести их лишь к технологическим операциям типа "кодируют/раскодируют"[1] нельзя. Подчеркивая значимость не технических, а содержательных аспектов сбора, переработки и распределения командной и осведомительной информации, Б.В. Россинский справедливо отмечает, что неучет субъектом государственного управления хотя бы одной части информации, которая поступает или должна поступать к нему, ее недооценка и недостаточный анализ приводят к выработке неоптимальных управленческих решений и неэффективности процесса управления[2].
Как отмечают А.А. Долгополов и А.В. Белоконь, "любой процесс управления, осуществляемый в социальных системах, по своей сути является информационным процессом, связанным с получением, переработкой и передачей информации. Информация как таковая в данном случае выступает непосредственным инструментом управления"[3]. Но этот инструмент будет характеризовать технику совершения операций с информацией, но не управление до тех пор, пока информация не трансформируется в конкретные акты управления.
В свою очередь, М.А. Лапина, А.Г. Ревин, В.И. Лапин полагают, что "информационные правоотношения являются объектом административно-правового регулирования, поскольку в случае нарушения выраженных в информационно-правовых нормах требований возникает необходимость их защиты, которая может осуществляться в административном порядке" [4].
Высказанные здесь и некоторые другие соображения позволяют сделать вывод, что информация является объектом правового регулирования в случаях[5]:
1) когда информация в соответствии с Конституцией РФ[6] или федеральным законом подлежит обязательной защите и нарушение требований к такой защите влечет за собой применение мер административного принуждения;
2) при осуществлении государственной разрешительной политики;
3) если одним из участников информационного правоотношения является орган государственной власти;
4) когда в отношении информации вводится административно-правовой режим;
5) если открытая информация циркулирует в государственных информационных системах;
6) при осуществлении контроля и надзора в информационной сфере;
7) привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Таким образом, информация, являясь основой процесса государственного управления, выступает значимым объектом правового регулирования, что позволяет обеспечить административно-правовыми средствами, включая применение мер государственного принуждения, ее надежное хранение, защиту от искажения и контроль ее распространения для всех заинтересованных субъектов в сфере государственного управления.
Между информацией и управлением существует прямая связь, поскольку для функционирования любой системы необходимо собрать сведения о состоянии системы и окружающей ее среды, передать эту информацию по каналам связи в место ее переработки; на основе полученных результатов выработать команды управления и передать их исполнительным органам для реализации; осуществить соответствующий контроль.
Содержание, структура и функции информационного законодательства определяются общими задачами, направлениями и принципами развития отечественного законодательства; обеспечением верховенства закона, четкой иерархической структурой, целостностью, внутренней непротиворечивостью законодательства, непротиворечивостью подзаконных актов законодательным, гласностью и общедоступностью законодательства; минимизацией новых законодательных актов; исключением дублирования и параллелизма в правовом регулировании и т.д. [7]
Государственному управлению как особому виду социального управления в наибольшей степени присущи разветвленные сети информационных потоков, проходящих и от субъектов к объектам управления (по каналам прямой связи), и от объектов к субъектам управления (по каналам обратной связи).
Управление представляет собой единый информационный процесс, так как информация есть результат деятельности органов управления и своего рода основной "ресурс" для них.
Информация является основным понятием информационного обеспечения. В целом под информацией следует понимать "все то, что уменьшает степень неопределенности нашего знания в данной предметной области".
Анализ результатов исследований информационного обеспечения органов управления показал, что наиболее часто в качестве критериев качества информации используются: актуальность, полнота, точность.
Актуальность информации характеризуется своевременностью ее получения и использования по предназначению. Полнота отражает желание иметь весь объем необходимой полезной информации для анализа ситуации. Точность информации характеризует степень ее достоверности.
Наряду с термином "информация" в информационном обеспечении практически в том же смысле используется термин "данные".
В энциклопедическом определении данные - это факты и идеи, представленные в формализованном виде, пригодном для их передачи или обработки с помощью некоторого процесса. При этом форма представления данных во многом определяется особенностями и возможностями средств их обработки. Информация есть абстрактное понятие, которое выражается в форме данных, являющихся ее носителями и реальными представлениями[8].
Информация - основа управленческой деятельности.
Информация состоит из сообщений. Сообщение - это форма представления информации. Они (сообщения) могут быть в виде речи и текста, графиков и таблиц и т.д. Лиц, заинтересованных в содержании сообщений, принято называть потребителями информации. Сообщения целенаправленно передаются от источника (создателя) информации к потребителю через информационные коммуникации[9].
Социальная информация (как и любая другая) не может существовать сама по себе, всегда существуют источник (объект) информации, потребитель информации (информационный субъект), а также взаимосвязь между субъектом и объектом информации. Социальная информация отражает процессы, происходящие в обществе. Информация является обязательным условием для социального управления обществом, в том числе и управлением правоохранительной деятельностью. Процесс управления вообще невозможен без информации и органически связан с информационными потоками. Посредством отбора целесообразной информации, отражающей основные параметры функционирования социальной системы, осуществляется сам процесс управления обществом. Информация служит средством регуляции и саморегуляции поведения людей. Социальная информация выполняет функции обратной связи субъекта управления с объектом управления.
Информационное обеспечение правоохранительных органов является адекватным отображением процесса управления подчиненными формированиями на область данных. Содержание процесса управления, а также структура органов и функции управления правоохранительных органов обусловливают облик системы информационного обеспечения и предъявляют требования к данным и формам их представления.