Введение
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
1.2 Управление конкурентоспособностью организации: цель, функции и способы
1.3 Тенденции развития российского рынка спортивных товаров
2 Анализ конкурентоспособност ООО «Спортмастер»
2.1 Организационно–экономическая характеристика ООО «Спортмастер»
2.2 Анализ конкурентной среды ООО «Спортмастер»
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Спортмастер»
3 Рекомендации по управлению конкурентоспособностью ООО «Спортмастер»
3.1 Цель, задачи и характеристика мероприятий по управлению конкурентоспособностью ООО «Спортмастер»
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по управлению конкурентоспособностью ООО «Спортмастер»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Вопрос конкурентоспособности актуален уже на протяжении многих лет. Рост деловой активности и появление стратегических неожиданностей в настоящее время ведут к обострению необходимости поиска перспективного направления развития предприятия.
Основной причиной огромного интереса многих ученых и практиков к данному вопросу является то, что конкурентоспособность оказывает существенное влияние на достижение основной стратегической цели деятельности предприятия, а именно увеличение объема продаж товаров, услуг и, соответственно, максимально возможное увеличение прибыли.
В научных разработках отечественных и зарубежных авторов значительное место уделяется именно проблемам создания конкурентных преимуществ, оценке конкурентоспособности предприятий, а также методам ее повышения. Исследование данных проблем очень значимы, не смотря на этот факт, оценка конкурентоспособности во многих случаях носит субъективный характер и не дает ее количественного значения.
Опираясь на закон РФ «О защите конкуренции» гл. 1 ч. 4, можно привести следующее определение конкуренции: «конкуренция–соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[1].
Как известно, конкуренция является одной их главных черт рыночного хозяйства, поэтому возникает необходимость адаптации к условиям конкуренции предприятий всех отраслей народного хозяйства. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не отдельно от других фирм, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка [2, с. 37].
У любой фирмы есть конечная цель, чаще всего, – это победа в конкурентной борьбе. Очень важно одержать победу не разовую и не случайную, победа должна быть закономерным итогом своевременных, постоянных, а также грамотных усилий фирмы.
На сегодняшний день наблюдается высокая конкуренция в отрасли торговли. Это отражается не только в росте рынка услуг, количества открываемых фабрик, магазинов, но и в положительной динамике требований к предприятиям торговли со стороны клиентов, люди становятся все более разборчивыми к качеству и количеству предлагаемых услуг в этой сфере. Именно поэтому, для коммерческого успеха предприятия торговли необходимо иметь высокую конкурентоспособность [4, с. 76].
Предмет исследования – факторы конкурентоспособности организации.
Объектом исследования является торговая точка г. Первоуральск розничной сети Общества с ограниченной ответственностью «Спортмастер».
Целью исследования является анализ конкурентоспособности ООО «Спортмастер» г. Первоуральска и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации.
- Провести анализ конкурентоспособности ООО «Спортмастер».
- Обосновать рекомендации по управлению конкурентоспособностью ООО «Спортмастер».
Источниковую базу данного исследования составляют:
– учебная, методическая литература и монографии по тематике управления конкурентоспособностью таких авторов, как: Егорова Л. С., Котлер Ф., Крюков А.Ф., Магомедов Ш. Ш., Фатхутдинов Р. А., Шаповалов В.А. и др.;
– статьи в специализированных периодических изданиях: «Маркетинг в России и за рубежом»«, «Управление конкурентоспособностью предприятия» и другие.
– учетная и финансовая документация ООО «Спортмастер», официальные сайты компании «Спортмастер» и ее фирм–конкурентов и др.
Решение поставленных задач требовало использование таких методов исследования, как: изучение и анализ теоретической литературы по данной тематике, опросы, наблюдение, анкетирование и интервью, метод экспертных оценок, системный подход, статистические методы обработки данных, аналитический и другие современные методы познания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложения. В первой главе работы изучено понятие и факторы конкурентоспособности организации, определены цель, функции и способы управления конкурентоспособностью организации, выявлены тенденции развития рынка спортивных товаров в России. Во второй главе представлена общая организационно–экономическая характеристика деятельности, проведен анализ внешней и внутренней среды функционирования, оценена конкурентоспособность ООО «Спортмастер» (г. Первоуральск). В третьей главе выпускной квалификационной работы разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности магазина «Спортмастер» в г. Первоуральск и проведено их экономическое обоснование.
Работа изложена на 91 странице печатного текста, содержит 29 таблиц, и 23 рисунка.
1 Теоретические ОСНОВЫ управления конкурентоспособностью организации
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации
В последнее время рынок розничных торговых услуг развивается высокими темпами. Современная торговля относится к успешным и стремительно развивающимся секторам экономики, что предполагает применение прогрессивных технологий и новаций, особенно в сфере торгового маркетинга. Розничная торговля, благодаря своей максимальной приближенности к потребителю, дает возможность наиболее широко применять инструментарий маркетинга, оценивать новые маркетинговые приемы. Эту сферу экономики можно считать неким передовым накопителем значимого опыта маркетинговой деятельности.
В настоящее время в России явно обостряется конкуренция между торговыми организациями, которые подвергаются нарастающему совокупному воздействию конкурентных факторов. Тем не менее, многие торговые компании пренебрегают работой по выведению статистики и анализу конкурентов, отсутствуют систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью торгового предприятия, как ее создавать, поддерживать и грамотно реализовывать.
Основу рыночной экономики составляет понятие «конкуренция» как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. В соответствии с Федеральный законом Р.Ф. «О защите конкуренции» от 8 июля 2006 г. под конкуренцией понимается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [1, с. 42].
Таким образом, под конкуренцией понимается конфликт между хозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей. Конкуренция существует там, где несколько предприятий претендуют на обладание одними и теми же ресурсами или использование одних и тех же рыночных возможностей.
В современном мире ключевым понятием является «конкурентоспособность». Конкурентоспособность – сопоставительная характеристика способности организации эффективно формировать и использовать конкурентные преимущества и ключевые компетенции для создания потребительских ценностей и, как следствие, достижения целей компании.
В общем, в самом широком смысле конкурентоспособность предприятия можно определить как умение достигать собственные цели в условиях жесткой конкуренции. Отсюда следует, что конкурентоспособность предприятия можно измерить «соотношением сил» между конкретной организацией и ее основными конкурентами на рынке [33, с. 130].
Конкурентоспособность торговой сети зависит от определенного ряда факторов, которые можно считать составляющими конкурентоспособности и разделить их на три группы:
– технико–экономические;
– коммерческие;
– нормативно–правовые.
Технико–экономические факторы включают:
– качество;
– продажную цену и затраты на эксплуатацию;
– потребление продукции или услуги.
Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, расходов на производство, качество сырья и пр. [8, с. 412].
Коммерческие факторы предполагают условия реализации продукции на конкретном рынке. Они включают:
– конъюнктуру рынка (наличие конкурентов в данной сфере, соотношение цена – качество, спрос – предложение, территориальные особенности рынка);
– предоставляемый сервис (наличие договорных отношений с дилерскими сервисными центрами, транспортная доступность, доставка, качественное обслуживание, ремонт и прочие услуги);
– рекламу (действенная маркетинговая стратегия, воздействие на потребителя через всевозможные интернет–ресурсы, телевидение, наружную рекламу с целью увеличения спроса);
– имидж компании (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно–правовые факторы отражают непосредственное взаимодействие с государственно правовой структурой. Предлагаемый товар для продажи на рынке должен соответствовать техническим, экологическим, морально–этическим нормам безопасности, а также патентно–правовым требованиям (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим требованиям и стандартам на территории реализации товар не подлежит продаже [9, с. 34].
Современные условия не дают торговым сетям работать на долгосрочную перспективу, без использования стратегии роста, которая в свою очередь в основном опирается на внешний и внутренний потенциал данного предприятия [11, с. 115].
Исходя из этого конкурентоспособность торговой компании следует оценивать по двум позициям:
– способность удержать, сохранить позицию на рынке, обеспечить стабильную работу сохранив экономическую надежность предприятия;
– совокупность возможностей компании усилить свою позицию относительно прямых конкурентов на данной территории.
При сравнительном анализе конкурентоспособности большое внимание уделяется таким параметрам, как гибкость и маневренность, способность предприятий своевременно реагировать на неожиданные изменения в экономике и на рынке, выявлять и использовать открывающиеся перспективы, создавать новые платформы для укрепления своих позиций на рынке. Максимальное внимание необходимо уделить приспособляемости хозяйственных структур и механизмов организации опираясь на текущие требования НТП, а также на изменения, происходящие на микроуровне и на уровне национальных экономик и мирового хозяйства в целом.
Данная характеристика предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки.
Субъектом оценки – может быть как орган государственной власти, так и организация, инвестор, покупатель и т.п.
Объектам оценки – является товар, фирма, организация, регион, страна [49, c. 8].
Критерием оценки – может быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Соперничество торговых предприятий проявляется в развертывании конкурентной борьбы между ними.
Конкурентная борьба — это совокупность целенаправленных действий компании для достижения конкурентного преимущества, на завоевание прочной позиции, захват большей доли рынка, чем у конкурента или полное вытеснение конкурента. Она представляет собой цивилизованную и легализованную форму борьбы бизнеса за свое существование, является одним из самых действенных механизмов отбора, регулирования и прогресса в экономике [10, c. 106].