Для самых глубоких основ функционирования, значение конкуренции в рыночной экономике огромно. Конкуренция, в настоящее время стала неотъемлемой частью рыночной среды, а также является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
В настоящее время, современная экономика отличается интенсивной конкуренцией. С одной стороны, природы рынков определяется высоким динамизмом условия ведения бизнеса, при котором достигнутые преимущества недолговечны, а границы отрасли размываются, с другой стороны – целенаправленные действия влиятельных игроков рынков мирового масштаба, применению внеэкономических инструментов генерирования и фиксации конкурентных преимуществ по непредсказуемому алгоритму. При ведении бизнеса в современных условиях очень важно знать, что представляет собой конкуренция и как действовать в ее условиях. Мир вступил в эпоху, когда рынок наполнен практически во всех направлениях, и когда найти незанятую нишу очень сложно.
Актуальность решения проблемы эффективного функционирования и развития организации в условиях усиливающейся конкуренции предопределили выбор темы данного исследования и рассматриваемый в ней круг вопросов.
Конкурентоспособность является важной характеристикой при оценке эффективности экономической деятельности любого предприятия. Конкуренция также является признаком, характеризующим степень развития рынка.
Итак, можно сказать, что конкуренция выступает движущей силой в развитии рынка, его субъектов и объектов. Поиск и развитие конкурентных преимуществ становится одним из стратегических направлений деятельности субъектов рынка.
Цель данной работы – анализ конкурентоспособности и качества услуг, а также разработка мероприятий для повышения конкурентоспособности ООО «ИКЕА». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать теоретико-методологические аспекты конкурентоспособности;
- выявить сущность и основные понятия конкурентоспособности;
- сделать анализ современной конкурентной среды и методов её оценки;
- выявить маркетинговые инструменты для управления конкурентоспособностью;
- дать анализ и оценку конкурентоспособности ООО «ИКЕА»;
- выявить маркетинговую оценку рынка сбыта;
- дать рекомендации для повышения конкурентоспособности ООО «ИКЕА»;
- разработать рекомендации для повышения рынка сбыта;
Объектом исследования выступает ООО «ИКЕА».
Предметом исследования выступают показатели конкурентоспособности ООО «ИКЕА».
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды ученых - экономистов по проблемам экономики (Алексунина, В. А; Борикава Т.В; Горшкова А.В; Копышева, Т.В.,) конкурентоспособности (Адамчук И.А; Багиев, Г. Л.; Виничук О.Ю., Попова С.И.; Н.М.Кондратенко; Федоров, М. В) и маркетинга (Данько Т.П; Калышенко В.В., Паклина В.В; Комаров, Е.И.; Котлер Ф.;) В работе используются соответствующие законодательные и нормативные акты, а также исследования ученых.
Структура работы определена целью и поставленными задачами. Данная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятия конкуренция и конкурентоспособность. Изучается методология оценки конкурентоспособности предприятия, товара и услуги.
Во второй главе рассматривается организационно-экономическая характеристика предприятия, проводится анализ эффективности финансово хозяйственной деятельности. Также проводится оценка конкурентоспособности данного предприятия
Третья глава является рекомендательной, в данной главе предлагаются рекомендации, направленные на увеличение уровня конкурентоспособности предприятия, и проводится расчет эффективности предлагаемых мероприятий.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
В представлении современных экономистов конкуренция – это мощный фактор самоорганизации рынка, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые смогут предложить потребителю самые выгодные условия [6, c. 81].
Объектом конкуренции является конечный потребитель, принимающий решение о покупке того или иного товара или услуги в соответствии с их качеством и доступностью.
В определенной степени наличие конкуренции является благом для экономики. Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребитель делает свой выбор в пользу того или иного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые получают господствующие позиции на рынке и могут диктовать остальным свои условия. Поэтому в законодательствах многих стран имеются антимонопольные законы и другие регуляторы, ограничивающие конкурентную борьбу разумными рамками.
В целом механизм конкуренции чрезвычайно полезен для развития экономики и общества в целом. Он не дает ни одному из участников рынка успокаиваться на достигнутом, поощряет поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывает потребитель, который получает достаточно качественные продукты по разумной цене. Поскольку конкуренция является многоплановым понятием, экономисты различают множество ее видов в зависимости от принципа систематизации.
По характеру своего развития конкуренцию подразделяют на [2, c. 37]:
- ценовую, при которой основным инструментом влияния на выбор покупателя являются цены;
- неценовую, опирающуюся на улучшение привлекательности продукта, его инновационность, улучшение сервиса продаж и т.д.
По масштабам рынков и развития конкуренция может быть:
- индивидуальной;
- местной;
- отраслевой;
- межотраслевой;
- национальной;
- глобальной.
По соотношению характеристик спроса и предложения выделяют [7, c. 9]:
- чистую конкуренцию, которая является предельным случаем совершенной конкуренции и возможна лишь в отраслях мелкотоварного массового спроса;
- олигополистическую конкуренцию, при которой на рынке действует несколько крупных производителей, выпускающих сходный ассортимент продуктов;
- монополистическую конкуренцию, когда существует множество участников рынка, предлагающих продукты, дифференцированные по качеству.
Конкурентоспособность, является, своего рода производным понятием от конкуренции.
Опираясь на экономическое содержание понятия «конкуренция», многие авторы раскрывают понятие «конкурентоспособность», акцентируя внимание на различных ее аспектах.
Рассмотрим различные интерпретации определения конкурентоспособности.
Так, Чайникова Л.Н. и Чайников В.Н. полагают что «конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены». [8, c. 12]
Власенко В.Е. отмечает, что «конкурентоспособность характеризует способность соучастника рыночных взаимоотношений, улаживает задачи, стоящие прежде него в образовавшиеся ситуации. И одной из важнейших характеристик, применяемых для оценки эффективности экономической деятельности субъектов, значится конкурентоспособность. Конкурентоспособность можно рассматривать, как призвание выдержать конкуренцию, представляющую собой борьбу между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства» [13, с. 356].