Введение
- Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью организации
1.1 Сущность и составляющие конкурентоспособности организации
1.2 Содержание управления конкурентоспособностью организации
1.3 Методические основы анализа конкурентоспособности организации и факторов на нее влияющих
- Анализа конкурентоспособности организации и факторов на нее влияющих на примере ООО «Союзник»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ потребителей и конкурентов на рынке реализации нефтепродуктов
2.3. Оценка конкурентоспособности организации
2.4 Анализ факторов макросреды и SWOT-анализ деятельности организации
- Предложения по повышению конкурентоспособности организации
3.1 Цели, задачи, мероприятия по повышению конкурентоспособности организации
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение В
Приложение С
Экономика, которую принято называть рыночной, играет важную роль в современной действительности. Конкуренция является механизмом, который помогает регулировать весь хозяйственный процесс.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что все хозяйственные процессы зависят от общего финансового состояния предприятия, следовательно, каждой организации необходимо разработать стратегически обоснованное решение, которое позволит улучшить хозяйственную деятельность. Стоит отметить, что все стратегические решения должны быть основаны на изучении конкурентного рынка, так как это позволит увидеть преимущественные стороны партнеров, сделать свой вариант управления наилучшим, учитывая слабые стороны конкурентных сторон.
Конкурентоспособность компании является обширным и важным понятием в деятельности каждой организации, так как показывает успешную работу фирмы среди множества других предприятий с аналогичным сегментным выбором товара или услуги.
Изучив данные, можно с уверенностью сказать, что десять лет назад невозможно было найти экономически-научную теорию конкурентоспособности. Но развитие рыночных отношений, посодействовало увеличению научной литературы в данной области.
Переломным автором стал американский ученый: Майкл Портер, который издал концепцию ценности товара для потребителя.
Актуальность работы. В течение долгого периода времени на территории нашей страны был замечен высокий уровень монополизированной торговли, следовательно, общий регулятивный производственный процесс проходил не посредством реального спроса, а с использованием производственных и командных распределительных механизмов, именно такие механизмы были нацелены на то, чтобы отрегулировать формирование потребностей и показателей.
Становится понятно, что при сложившихся условиях проблема конкурентоспособности не была обнаружена, а если возникала, то в отношении продукции, которая подлежала сбыту только на внешнем рынке.
При увеличении доли рыночной экономики, данная проблема в нашей стране приобрела ярко-выраженный характер, решение данной проблемы требовалось незамедлительно, все субъекты рынка должны были найти оптимальный способ повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
В связи с таким положением дел, все предприятия и современные фирмы ставят решение проблемы конкурентоспособности в первую очередь. Только высокая конкурентоспособность позволит сделать финансово-хозяйственные процессы организации наиболее устойчивыми, а как следствие позволит получить максимальную прибыль в будущем.
Важным связующим звеном между конкурентоспособностью и максимизацией прибыли фирмы является правильно выбранная и применяемая маркетинговая стратегия предприятия, так как позволяет определить сильные и слабые стороны не только конкурентов, но также и покупателей. Маркетинговая линия способна выявить специфически запросы покупателей. Собственная маркетинговая компания позволяет осуществить преимущественный контроль своей позиции на рынке. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Сложность и многоаспектность, а также разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение теоретических и практических аспектов разработки предложений по повышению конкурентоспособности организации.
В соответствии с поставленной целью при выполнении работы решались следующие задачи:
- изучение теоретических и методических вопросов, связанных с управлением конкурентоспособностью организации;
- анализ конкурентоспособности организации и факторов на нее влияющих;
- разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации.
Объектом данного исследования является компания ООО «Союзник». Изучаемое предприятие является коммерческой организацией среднего бизнеса.
Предметом исследования являются процессы управления конкурентоспособностью организации.
В соответствии с поставленными задачами работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления конкурентоспособностью: его виды, сущность и условия предоставления.
Во второй главе проведена оценка опыта работы, ООО «Союзник», выявлены проблемы и перспективы, а также анализ управления конкурентоспособностью, и организация управления данного магазина по вопросам конкурентоспособностью.
В третьей главе рассмотрены предложения по совершенствованию управления конкурентоспособностью, а также цели, задачи и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Союзник»
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели – максимизации прибыли. При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производственных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия и т. д. Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, по моему мнению, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители. В условиях развития рыночных отношений понятие «конкурентоспособность предприятия» выходит на первый план. Данный показатель является одним из важных индикаторов роста и развития любого предприятия в условиях рыночной системы и развития отечественного производства. Тем не менее, конкурентоспособность предприятия как научная категория еще мало изучена. Причиной данного факта является постоянная изменчивость условий существования, как самого рынка, так и предприятий на нем. Множественные экзогенные и эндогенные характеристики, находящиеся в динамике, постоянно влияют на конкурентоспособность предприятия[1].
Выделяют несколько видов конкурентоспособности:
- товарный;
- микроуровень;
- мезоуровень;
- макроуровень.
Более детально характеристики видов конкурентоспособности представлены в таблице 1.
Таблица 1– Характеристики видов конкурентоспособности
Виды конкурентоспособности
|
Объект и субъект конкурентоспособности
|
Некоторые факторы конкурентоспособности
|
Товарный
|
Товары (работы, услуги)
|
1. Качество продукции, соответствие нормам и стандартам
2. Цена
3. Соответствие потребительскому спросу
|
Микроуровень
|
Товаропроизводитель (организация, фирма предприятие)
|
1. Сравнительная конкурентоспособность продукции
2. Эффективность производственной деятельности
3. Финансовые показатели
4. Эффективность организации и сбыта продукции на рынке и его доля
|
Мезоуровень
|
Объединение товаропроизводителей (организация, фирма, предприятие) отросли
|
1. Внутренняя структура отросли
2. Влияние внешней среды
3. Конкурентоспособность отдельных элементов
4. Взаимодействие между элементами систем
|
Макроуровень
|
Народное хозяйство в целом, страновая конкурентоспособность регионов
|
1. Инвестиционный климат
2. Научно – технический уровень
3. Конкурентоспособность промышленности отраслей народнохозяйственного комплекса в целом
4. Экономическая безопасность
5. Рациональное национальное законодательство и его связь с международным правом
|
Исходя из представленного анализа определений понятия «конкурентоспособность», выявим признаки, раскрывающие сущность данной категории:
- Конкурентоспособность проявляется на рынке.
- Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услугу), так и на субъект (организацию, отрасль, страну в целом).
- Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (микро-, мезо- и макроуровень, на каждом из которых используется свой набор характеристик для определения конкурентоспособности).
- Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования находится в динамичном и неустойчивом состоянии в связи с постоянно меняющейся конкурентной средой.
- Конкурентоспособность является величиной относительной, при которой базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов.
- Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия являются взаимосвязанными понятиями, так как предприятие является опосредованным носителем конкурентоспособности посредством товаров и услуг, вместе с тем конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности продукции. [14]
Объектом нашего исследования является микроуровень, так как товаропроизводители в виде предприятия, организации, фирмы являются основным элементом в развитии экономической системы любого государства. Прежде чем начать рассматривать сущность и составляющие конкурентоспособности предприятия, необходимо определиться с определением данного термина. Проанализируем определение «конкурентоспособность предприятия», данное рядом авторов (таблица 2).
Таблица 2– Определение конкурентоспособности разными авторами
Автор
|
Определение
|
Г.Л. Азоев,
П.С. Завьялов,
Л.Ш. Лозовский
|
Конкурентоспособность – способность фирмы, конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для потребителей.
|
Е.С. Русак,
Е.И. Сапёлкина
|
Конкурентоспособность предприятия – это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества выпускаемой продукции
|
Н.Л. Зайцев
|
Конкурентоспособность предприятия – способность предприятия сохранять устойчивое положение на рынке товаров и услуг.
|
О. Калдыбаев,
А. Темирбаев
|
Конкурентоспособность предприятия – это экономические, технические, организационные возможности предприятия и его преимущество перед конкурентами. Возможности предприятия выдержать конкуренцию: например, снижать издержки производства, повышать качество продукции, устойчиво занимать определенную долю ренты и получать высокие доходы
|
И.В. Сергеев,
И.И. Веретенникова
|
Конкурентоспособностью предприятия – это способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы
|
Некоторые авторы, такие как Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, Е.С. Русак, Е.И. Сапёлкина, О. Калдыбаев, А. Темирбаев рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или иным характеристикам сопоставляется с конкурентами.
Можно согласиться с мнением каждого из авторов, но из-за того, что определения несут разную смысловую тематику, но говорят об одних и тех же характеристиках, считаю необходимым вывести свое определение конкурентоспособности предприятия.
По нашему мнению, конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия удерживать свои позиции на рынке путем создания качественного товара нужного целевому потребителю, а также развития и внедрения технологических, информационных и управленческих инноваций, создающих значимые конкурентные преимущества.
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это [10]:
- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- цена товара с возможной наценкой;
- финансы - как собственные, так и заемные;
- торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности:
Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм.
Поэтому преимущества по каждому в отдельности из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.