- Основы государственного регулирования территориального развития Российской Федерации
2.1 Территории опережающего социально-экономического развития ТОР/ТОСЭР Российской Федерации
2.2 Особые (свободные) экономические зоны ОСЗ/СЭЗ Российской Федерации
2.3 Межбюджетные трансферты как инструмент прямого финансирования регионального развития территорий РФ
Заключение
Список литературы
2 Основы государственного регулирования территориального развития Российской Федерации
2.1 Территории опережающего социально-экономического развития ТОР/ТОСЭР Российской Федерации
Основным нормативным правовым документом в сфере регионального развития Российской Федерации является Указ Президента РФ от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Данный документ описывает основные механизмы стимулирования субъектов РФ и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала.
Согласно данного документа основную систему инструментом государственного регулирования территориально развития РФ составляют:
- административные или нормативно-правовые меры;
- прямые и косвенные экономические меры:
Таблица 2.1 –Основные инструменты государственного регионального развития, направленные на стимулирование экономического роста.
Механизмы стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала
|
Характер инструмента государственного регулирования
|
Система межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы РФ бюджет другого уровня
|
Экономический прямой
|
Применение мер финансовой ответственности субъектов РФ и муниципальных образований и персональной ответственности высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований за невыполнение принятых при получении межбюджетных трансфертов обязательств по эффективному использованию бюджетных средств и достижению конкретных результатов в развитии соответствующих отраслей экономики и социальной сферы
|
Административный, нормативно-правовой
|
Система грантов из федерального и региональных бюджетов субъектам РФ и муниципальным образованиям, достигающим наиболее высоких темпов наращивания собственного экономического потенциала и снижения уровня дотационной территорий
|
Экономический прямой
|
Частичное зачисление в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты доходов от отдельных налогов и сборов, подлежащих зачислению соответственно в федеральный и региональные бюджеты, которые были дополнительно начислены на соответствующей территории в результате деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по наращиванию экономического потенциала территорий
|
Экономический косвенный
|
Важно отметить, что достаточно новым элементом стимулирования является процедура выделения грантов субъектам РФ, в основе которой лежит механизм конкуренции. Так согласно Указа Президента РФ от 04.02.2021 №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» дотации субъектам РФ предоставляют только в случае, если в рейтинге по показателям, оценивающим результативность функционирования органов исполнительной власти территории, они занимают с 1 по 50 место.
На сегодняшний день можно констатировать активное использование экономических инструментов косвенного характера в сочетании с административными методами, особенно в зонах с особым правовым статусом. При этом к зонам особого правового статуса относятся:
- территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР),
- особые экономические зоны (ОЭЗ)
- свободные экономические зоны (СЭЗ),
- свободные склады.
На сегодняшний день существуют 111 ТОР/ТОСЭР из которых 87 ТОР находятся в моногородах, 3 ТОР в ЗАТО, 21 ТОР/ТОСЭР на Дальнем востоке.
Создание ТОР/ТОСЭР изначально было ориентировано на решение проблем монопрофильных муниципальных образований, уровень социально-экономического развития которых является достаточно низким. Так порядка 30% монопрофильных муниципальных образований на текущий момент находятся в кризисном положении в связи с накопленными нерешенными проблемами в управлении данными территориями, около 47% монопрофильных муниципальных образований находятся в пограничном состоянии, которое в любой момент может перейти в кризисное (рисунок 2.2). Однако со временем, использование данного инструмента регионального развития стало расширятся.
Для данных зон характерным является существование налоговых преференций, которые позволяют создавать условия для перелива капитала и хозяйственной деятельности в зон, где налоговая нагрузка является более низкой. Основными нормативными актами, описывающие специфику функционирования ТОР/ТОСЭР, являются Федеральный закон от 29.12.2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановление от 22 июня 2015 г. №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».