Отчёт по практике|Психология

Безопасное взаимодействие подростков в Интернете

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2021 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

  1. Организация исследование
  2. Результаты исследования и их обсуждение
  3. Разработка тренингового занятия по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цель практики: выявить социально-психологические особенности подростков, обусловленные интернет-общением, для разработки тренинговых занятий по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.

Объект исследования: личностная сфера подростков.

Предмет исследования: социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста, обусловленные интернет-общением.

Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков активных пользователей социальных сетей, по сравнению с подростками неактивными пользователями социальных сетей.

Задачи исследования:

  1. Провести эмпирическое исследование особенностей личности подростков, обусловленные интернет-общением.
  2. Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
  3. Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
  4. Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.

Методы исследования:

  • опрос, методы математической статистики (критерий Стьюдента для независимых выборок), комплекс психодиагностических методик:
  1. Методика определения основных мотивов выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
  2. Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев;
  3. Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
  4. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.

Эмпирическая база исследования: школа № __ и академический лицей.

Характеристика выборки исследования в эмпирическом исследовании приняли участие 36 человек – подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей, а также группа неактивных пользователей сети-интернет в количестве 36 человек (18 девушек и 18 юношей).

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в широкой практике психологов, работающих с учащимися общеобразовательных школ.

 

1 Организация исследования

 Задачи эмпирического исследования:

  1. Провести исследование особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
  2. Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
  3. Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
  4. Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.

Этапы исследования:

  1. Определение базы и выборки исследования;
  2. Подбор методик исследования;
  3. Проведение исследования;
  4. Обработка эмпирических данных;
  5. Анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в школе № __ и академическом лицее .

В эмпирическом исследовании приняли участие:

1 группа - 36 подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей;

2 группа неактивных пользователей сети-интернет - 36 подростков (18 девушек и 18 юношей).

Методы и методики исследования.

В процессе отбора эмпирических показателей для достижения целей исследования, нами были определены следующие методики психологической диагностики:

  • Методика определения основных причин выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
  • Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев
  • Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
  • Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.
  • Т-Критерий Стьдента, использован так как он позволяет сравнить средние значения в двух выборках. Возможно определить какая особенность более выражена у активных и неактивных пользователей сети-интернет.

Рассмотрим подробнее предлагаемые приемы.

  1. Методика определения основных причин выбора профессии (Е.М. Павлютенков).

Цель: установить роль определенных закономерностей в выборе типа занятия того или иного предмета.

Исследователь получает анкету, которая содержит 18 мнений по различным профессиональным задачам, в них выражено 9 групп мотивов.

Методика определения основных причин выбора, таким образом, подойдёт для этой цели, чтобы определить паттерны виртуального общения. Более широкий анализ рассматриваемого явления можно провести, так как имеется большое количество шкал.

  1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 1989. – 248 с. – ISBN 5-02-013315-9. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Издание второе, перераб. и доп./ Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
  3. Андреева, Е. Б. 3: 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Андреева Елена Борисовна ; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2017. – 20 с. – Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет. – Текст : непосредственный.
  4. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – Текст : электронный // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред А.Е.Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2017. – С. 11-39. – URL : https://istina.msu.ru/collections/643033/ (дата обращения 11.12.2021).
  5. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 88-100.
  6. Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов. – М.: Эксмо, 2017. – С. 32-58. – ISBN 958–75–5849–576. – 245 с.
  7. Бех И.Д. Психологические источники воспитательного мастерства [учебное пособие] / Бех Иван Дмитриевич. - К.: «Академвидав». - 2009. - 248 с.
  8. Бодалев А.А. Психология общения. 256 стр. М. – Воронеж 1996.
  9. Бондаренко, Т.А. Общение виртуальном мире интернета / Т.А. Бондаренко – Текст: непосредственный // Вестник Донского государственного технического университета, 2019. – Т.9. – №4(43). – С. 728-735.
  10. Буренина, С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков: специальность 13.00.01 «Общая педагогика» : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Буренина Светлана Юрьевна; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена – Санкт-Петербург, 2000. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  11. Буянова, В.В., Жуина, А.И., Жуина, Д.В. Характеристика межличностной коммуникации подростков-активных пользователей Интернет-сети/ В.В. Буянова, А.И. Жуина, Д.В. Жуина – Текст: электронный // Пензенский психологический вестник, 2017. – №2 (9). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-internet-seti (дата обращения: 11.12.2021)
  12. Бычков, В.В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 2016. – № 11. – С. 47–59.
  13. Воинова, О.И., Плешаков, В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus», 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  14. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2010. - 439
  15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под. ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Академия пед наук СССР)– Текст : непосредственный.
  16. Гребенникова, О. В. Особенности представлений современных российских подростков / О. В. Гребенникова– Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. – 2015. – № 1. – С. 97–99. – (Серия «Психология»).
  17. Данилова, М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / Данилова Мария Анатольевна; ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет». – Саратов, 2009. – 18 с. – Место защиты: Саратовский государственный технический университет. – Текст : непосредственный.
  18. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 2. – С. 189-193.
  19. Емельянова, Т.П. Социальные представления, понятия и концепция последнего десятилетия / Т. П. Емельянова – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2001. – № 6. – Т. 22. – С. 39–47.
  20. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии / Н.С. Ефимова – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА- М, 2019. - 192 с. – Текст : непосредственный.
  21. Жабко, Е.Д. Интернет как среда виртуального общения / Е.Д. Жабко – Текст: непосредственный // Библиотековедение – 2017. – №4. – С.45-50.
  22. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко. – Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1333-1335. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 25.08.2021).
  23. Жуина, Д.В., Жуина, А.И. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина – Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology – 2017. – DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-249-252. – Volume 8. – Number 6-2. – C. 249-252. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-podrostkov-v-sotssetyah-i-ego-vliyanie-na-ih-obschenie-v-realnoy-zhizni/viewer (дата обращения: 11.12.2021).
  24. Захарьящева, О.А. Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации / О.А. Захарьящева – Текст : электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus» – 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Integral_approach_to_solving_psychological (дата обращения: 05.12.2021)
  25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с. – ISBN 5-94010-018-X. – Текст : непосредственный.
  26. Иванов Д.В. / Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.
  27. Иванова, А.В. Особенности социальной ситуации развития подростка / А. В. Иванова – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. - 2005. - № 1. –– С. 66–70. - (Серия «Психология»).
  28. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 576 с. – ISBN 978-5-388-00425-3. – Текст : непосредственный.
  29. Камалетдинова, Д.Г. Виртуальное общение как средство развития межличностных отношений в подростковом возрасте / Д.Г. Камалетдинова – Текст: непосредственный // Всероссийская научно-практическая конференция. – 2018. – №1. – С.224-226.
  30. Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка: специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология (психологические науки)» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ольга Александровна ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М., 2002. – Библиогр.: с. 337-358. – Текст: непосредственный.
  31. Каргаполова, Е.В., Каргаполов, С.В., Селиванова, А.А., Захаренкова,Л.А. Интернет-пространство современного студенчества / Е. В. Каргаполова, С. В. Каргаполов, А. А. Селиванова, Л. А. Захаренкова – Текст: электронный // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность : Материалы VI международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 мая 2019 года / Под редакцией Т.И. Рябовой. – Брянск: Федеральное государствен»ое бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет» – 2019. – С. 91-97. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374999 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  32. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности / Д.В. Кирюхина. – Текст: электронный // Современная зарубежная психология. – 2021. – DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100304 – Том 10. – № 3. – C. 40-47. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n3/Kiriukhina.shtml, свободный.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. - М .: Просвещение, 1989. - 254 с.
  34. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969.
  35. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий ; рецензент и автор предисловия: доктор психол. наук, профессор, академик РАО В.П. Зинченко. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 180 с. – ISBN 5-89144-162-4 – Текст: непосредственный.
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  37. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук / Литвиненко Наталья Валерьевна ; Оренбургский государственный педагогический университет. – Самара, 2009. – 48 с. – Место защиты: ГОУ ВПО «Поволжский государственная социально-гуманитарная академия». – Текст : непосредственный
  38. Лукина, Н.А. Специфика межличностных отношений в процессе общения в Интернет-среде / Н. А. Лукина – Текст: непосредственный // Личность и группа в условиях социальных изменений. - 2019. - Т. 5 «Психология человека в современном мире». - С. 280–284.
  39. Лучинкина, А.И., Юдеева, Т.В., Ушакова, В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве / А.И. Лучинкина, Т.В. Юдеева, В.Р. Ушакова.– Симферополь: Издательство Диайпи, 2015. – 151 с. – ISBN: 978-5-906821-16-4 – Текст : непосредственный.
  40. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 656 с. – ISBN: 978-5-7695-9163-1 – Текст: непосредственный.
  41. Николаева, И.А. Индивидуальная ситуация развития / И. А. Николаева – Текст: непосредственный // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2020. - Выпуск 6. - С. 208–215.
  42. Орлов, A.M. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания / А. М. Орлов. – М., 2017. – 205 с. – Текст: непосредственный.
  43. Плешаков, В.А. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2013. – 140 с. – ISBN 978-5-94622-473-4 – Текст: непосредственный.
  44. Плешаков, В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников/ В.А. Плешаков. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 52 с. – Текст: непосредственный.
  45. Психология: словарь / В. В. Абраменкова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. –  М. : Политиздат, 1990. – 494, с. – ISBN 5-250-00364-8 (в пер.) – Текст: непосредственный.
  46. Разуваева, Т.Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект / Т.Н. Разуваева – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-2. – С. 340-344. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-podrostkov-psihologicheskiy-aspekt, свободный.
  47. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис, А.А. Реан // Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 189 с. – ISBN 5-88782-416-6 – Текст : непосредственный.
  48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
  49. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей. Феникс, 2007 г.
  50. Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю., Лебешева, М.И., Шляпников, В.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции./ Г.В.Солдатова, Е.Ю. Зотова, М.И. Лебешева, В.Н. Шляпников. – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. – 165 с. – ISBN 978-5-89357-379-4 – Текст : непосредственный.
  51. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2019. – ISBN: 5-89353-157-4 – Текст: непосредственный. – Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/88315.html (дата обращения: 06.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
  52. Тимченкова, С.П. Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет / С.П. Тимченкова – Текст: электронный // Научные исследования. – 2019. – №3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-seti-internet, свободный.
  53. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса/ Леон Фестингер; [пер. с англ. А. А. Анистратенко, И. Знаешевой]. - М.: Э, 2018. - 251 с: табл.; 24 см. - (Классика психологии) – ISBN 978-5-699-95705-7– Текст: непосредственный.
  54. Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире / И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз. - Текст : электронный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 23-25. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/ (дата обращения: 06.01.2022).
  55. Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка. Пособие / С.Б. Цымбаленко, П.С. Макеев. – М.: РУДН, 2015. – 88 с. – Текст: непосредственный.
  56. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –144 с. – ISBN 5-7695-0794-2 – Текст : непосредственный.
  57. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2019. – 196 с. – ISBN 966-525-697-1 – Текст: непосредственный.
  58. Юткина, Ю. Компьютерные игры. Разрядка или зависимость? / Ю. Юткина. – М.: «Академия», 2007 г. – 63 с. – Текст : непосредственный.
  59. 22 симптома зависимости от социальных сетей. – Текст: электронный // Newsland [сайт]. – 2010. – URL: http://newsland.com/news/detail/id/479853/ (дата обращения: 22.11.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Психология
2011 год 27 стр.
Отчет по психологии: Учебная практика в школе
Telesammit
Отчёт по практике Психология
2014 год 32 стр.
Отчет по практике Исследование тревожности у школьников
diplomstud
Отчёт по практике Психология
2016 год 45 стр.
Отчет по практике Психологическое сопровождение студентов
diplomstud
Отчёт по практике Психология
2015 год 24 стр.
Отчет по психологической практике в школе
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское