Глава 2. Практическая реализация правоотношений в сфере организации и проведения выборных кампаний
2.1. Проблема ограничения «негативной» агитации российским законодательством о выборах
2.2. Подготовка к выборам Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Практическая реализация правоотношений в сфере организации и проведения выборных кампаний
2.1. Проблема ограничения «негативной» агитации российским законодательством о выборах
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация понимается как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Предвыборная агитация является частью более широкого по объему понятия - информационного обеспечения выборов, которое включает в себя также информирование избирателей.
Осуществление предвыборной агитации в значительной степени ограничивается законодательством в целях защиты интересов избирателей, иных кандидатов, избирательных объединений, общественных и публичных интересов. Ограничения можно подразделить на следующие группы:
- временные (так, по общему правилу агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования);
- к содержанию: ограничения на использование в агитационных материалах изображений и высказываний (физических лиц, объектов интеллектуальной собственности и др.);
- к процедуре их изготовления, оплаты и распространения (например, экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию).
Новеллой российского избирательного законодательства является введение дополнительного ограничения, касающегося содержательной части предвыборной агитации. Согласно п. 5.2 ст. 56 Федерального закона зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Данный пункт в ст. 56 был введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ.
Анализ данной нормы позволяет заключить:
- данное ограничение распространяется только на предвыборную агитацию на телевидении;
- данная норма перечисляет не все признаки предвыборной агитации, содержащиеся в п. 2 ст. 48. Следовательно, рассматриваемое ограничение, по-видимому, не распространяется на выражение предпочтения какому-либо кандидату и распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей.
Действенность введенного ограничения подкрепляется весьма суровой ответственностью за его игнорирование. В силу пп. «е» п. 7 ст. 76 Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 5.2 ст. 56 Федерального закона. Представляется, что неоднократным считается несоблюдение данного ограничения два и более раза. Причем данные случаи несоблюдения ограничений должны быть доказаны заинтересованной стороной в суде. В качестве доказательств может быть использована видеозапись эфирного времени. Интерес представляет рассмотрение вопроса о соответствии запрета осуществлять на телевидении предвыборную агитацию против того или иного кандидата или списка кандидатов принципу свободных выборов.
Согласно ст. 29 Конституции России каждому гарантируется свобода мысли и слова. Основной Закон Российской Федерации также провозглашает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Не исключает ли данный запрет возможность осуществления гражданами конституционного права свободно производить и распространять информацию любым законным способом и тем самым не противоречит ли ст. 29 (ч. 1 и 4) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации? Конституция Российской Федерации, утверждая согласно воле многонационального народа России незыблемость демократической основы ее суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа (абзац седьмой преамбулы; ст. 1, ч. 1; ст. 3, ч. 3).