- Изменения в основаниях назначения страховой пенсии по старости
2.1. Анализ законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования
2.2. Основания для досрочного назначения страховых пенсий по старости
2.3. Порядок назначения и выплаты досрочной страховой пенсии по старости
Заключение
Список использованной литературы
2. Изменения в основаниях назначения страховой пенсии по старости
2.1. Анализ законодательства Российской Федерации в сфере пенсионного страхования
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту. А такой нормативный акт, как федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как раз конкретизирует такое конституционное право, относя к нему социальное обеспечение по старости. В данном ФЗ указаны и раскрыты все основания возникновения и условия назначения рассматриваемого возрастного платежа.
Вопросы пенсионного обеспечения довольно остро стоят в нашей стране, такой вывод можем сделать, наблюдая за постоянно меняющимся законодательством в этой сфере. До настоящего времени происходили и происходят изменения пенсионной системы Российской Федерации, но возвращаясь к недавним нововведениям, хотелось бы поподробнее рассмотреть реформу 2013-2015 гг., которая установила не только новый порядок формирования пенсионных прав, но и определила новый способ расчета страховой пенсии.
Обращаясь к вопросам об изменениях в основаниях назначения страховой пенсии по старости, о юридических фактах, предшествующих ее назначению, оказалось, что в нашей стране пенсию по старости на общих основаниях получают около 80 процентов населения, при этом большая часть из них, из-за отсутствия правовых знаний, сложности нормативных актов, не понимает новой специфики назначения и возникновения пенсии.
Если придерживаться высказанной в научной литературе позиции относительно разграничения социально-обеспечительных юридических фактов на основания и условия назначения страховых выплат, отметим, что основания назначения страховых пенсий (достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца) остались неизменными. В связи с изменениями пенсионного законодательства приходится говорить об изменении условий назначения страховых пенсий по старости. Так, в сложном фактическом составе в связи с обеспечением страховой пенсией по старости «набор» юридических фактов основывается теперь на положениях ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ и включает в себя: наличие основания – страхового случая: достижение общеустановленного пенсионного возраста (60/55 лет, соответственно для мужчин и для женщин), а также наличие следующих условий: 1) не менее 15 лет общего страхового стажа, 2) наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) в размере не менее 30 баллов.
Из приведенных выше положений видно, что в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», основанием для возникновения страховой пенсии по старости на общих основаниях является возраст, который для мужчин составляет 60 лет, а для женщин 55 лет, если обратиться к ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который действовал ранее, то данное основание в нем идентично выше указанному, и это единственное условие, которое ФЗ № 400-ФЗ не затронул. Что касается страхового стажа, то он вырос сразу на 10 лет, его размер стал равен 15 годам, а также был добавлен индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который стал существенным новшеством в назначении страховой пенсии по старости.
Изменения, которые внес законодатель, в условиях назначения пенсии по старости, были значительными и на момент их принятия не у всех лиц они насчитывались в полном объеме. Поэтому в ФЗ № 400-ФЗ были предусмотрены переходные положения назначения страховой пенсии по старости для субъектов пенсионного возраста с недостаточным страховым стажем и индивидуальным пенсионным коэффициентом.
Если обратиться к ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях», которая устанавливает переходные положения относительно действия новых условий, то мы видим, что в соответствии с ч.1 указанной выше статьи, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, в 2015 г. составляла 6 лет, далее, начиная с 01.01. 2016 г., ежегодно она начала увеличиваться на календарный год и уже к 2024 г. она должна достичь, установленного ФЗ № 400-ФЗ положенного срока – равного 15 годам. Что касается пенсионного коэффициента, который в соответствии с абз. 3 ст. 3 ФЗ № 400-ФЗ, является параметром, отражающим в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, то в соответствии с ч.3 ст. 35 выше указанного закона, с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Если поподробнее разобрать суть ИПК, то можно сказать, что он является отражением денежных накоплений, которые формируются на личном счете застрахованного лица за счет выплат. Но стоит заметить, что отдельной статьи по расчету величины ИПК в целях возникновения права на страховую пенсию по старости в ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено, поэтому расчет производится по положению ч.18 ст.15 Закона о страховых пенсиях «Размер страховых пенсий».
Подробные расчеты страховой пенсии по старости, исходя из выше указанных положений, произведены Л.А. Галаевой в научной работе «Индивидуальный пенсионный коэффициент в структуре сложных фактических составов, определяющих право на страховые пенсии по старости на общих основаниях», по итогам которых она делает вывод о том, что предлагаемый законодателем механизм определения величины ИПК за календарный год, закрепленный в ч.18 ст.15 Закона о страховых пенсиях, рассчитан, прежде всего, на работников – застрахованных лиц, получающих высокую заработную плату, и совершенно не учитывает то обстоятельство, если заработная плата работника минимальная. На наш взгляд, это свидетельствует об усилении тенденции наступления на материальные права застрахованных лиц, нарушении конституционного принципа недопустимости умаления прав человека (ч.2 ст. 55 Конституции РФ).
Были проанализированы статистические данные отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, хотелось бы отметить, что на официальном сайте самого ПФР информации об отказах в назначении страховой пенсии по старости отсутствует, но некоторые подразделения ПФР все же располагают данной статистикой.