Введение
Глава 1.Теоретические основы социального обслуживания населения
1.1. Понятие и виды социальных услуг
1.2. Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы
1.3. Система социального обслуживания населения в РФ
1.4. Зарубежный опыт оказания социальных услуг
Глава 2. Структура социального обслуживания населения: виды, специфика деятельности
2.1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей
2.2. Учреждения социального обслуживания пенсионеров
2.3. Учреждения социального обслуживания инвалидов
2.4. Государственное регулирование социальной сферы в РФ
Заключение
Список литературы
В современной теории права социального обеспечения нередко подчеркивается возрастание роли социально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительных отношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договоры признаются источниками не только трудового права, но и права социального обеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулирования стороны трудового договора своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплата лекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формировании социальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам.
Цель работы – социальные услуги в современном обществе. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретических основ социального обслуживания населения,
2) изучение структуры социального обслуживания населения.
Глава 1.Теоретические основы социального обслуживания населения
1.1. Понятие и виды социальных услуг
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация, которая не относится к традиционным социальным рискам.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, направленные на улучшение психического состояния граждан, способности к адаптации в среде жизнедеятельности;
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальные услуги предоставляют социальной службой:
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
- на дому;
- в комплексных учреждениях (отделениях комплексного характера учреждений);
- в иных учреждениях, в том числе гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными документами.
1.2. Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы
В настоящее время ведутся активные поиски способов преодоления кризиса, повышения эффективности социально-экономических преобразований, осуществляемых реформ социальной сферы, защиты и адаптации населения к условиям переходного периода. Социальная политика государства направлена на решение социальных проблем. Основными направлениями социальной политики являются:- гарантирование членам общества минимального дохода; - поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду; - обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг. В настоящее время провозглашены следующие принципы реализации социальной политики государства в России:- четкое разграничение ответственности между федеральными и местными органами за реализацию социальной политики;- учет социальных нормативов при формировании бюджетов разного уровня;- устранение монополизма в предоставлении социальных услуг;- привлечение на лицензионной основе негосударственного сектора к предоставлению бесплатных и субсидируемых социальных услуг;- разгосударствление организаций и учреждений социальных услуг;- корректировка сроков и масштабов мер с учетом конкретной складывающейся экономической ситуации, итогов социальной экспертизы проводимых мероприятий.
На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования.