Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения условий развития мышления и познавательной активности младших школьников
1.1. Познавательная активность и её роль в развитии личности и мышления младших школьников
1.2. Особенности мышления и познавательной активности в младшем школьном возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование условий развития мышления младших школьников посредством развития у них познавательной активности
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Исследование уровня мышления и познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе
2.3. Разработка и внедрение программы «Думаю - творю» по развитию познавательной активности младших школьников
2.4. Анализ и интерпретация результатов повторного исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Цель исследования: изучить и организовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младших школьников и выявить, как изменяется уровень мышления младших школьников под влиянием психолого-педагогических условий творческого и исследовательского характера, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Объект исследования – условия развития мышления младших школьников.
Предмет исследования – условия развития мышления младших школьников посредством развития их познавательной активности.
Гипотезы исследования:
- Уровень развития мышления имеет прямую корреляционную связь с уровнем развития познавательной активности ребенка в младшем школьном возрасте.
- Уровень мышления младших школьников повысится при организации с ними психолого-педагогических условий (в форме занятий творческого и исследовательского характера), направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи работы:
- Охарактеризовать особенности мышления и познавательной активности в младшем школьном возрасте.
- Организовать и провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи между мышлением и познавательной активностью младших школьников.
- Разработать и внедрить программу развития познавательной активности младших школьников (в форме творческих и исследовательских занятий).
- Проанализировать эффективность разработанной программы для развития мышления младших школьников с помощью методов математической статистики.
Методологическую базу исследования составил анализ психологической, педагогической литературы (Дж. Брунер, А. Валлон, А. А. Венгер, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,
Е. Н. Дзятковская, А. В. Запорожец, Е. Г. Кайдаш, С. В. Коноваленко,
А. Н. Леонтьев и др.).
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ источников литературы по теме исследования;
- эмпирические: тестовые, опросные (анкета).
Для статистической обработки результатов использовались методы количественной и качественной обработки данных: корреляционный анализ, вычисление средних значений.
Методики исследования:
- методика определения умственного развития детей, предложенная Э. Ф. Замбицявичене;
- методика «Познавательная активность младшего школьника», разработанная А. А. Горчинской.
База исследования: школа № 15 г. Рубцовска. В исследовании приняли участие 40 учеников 1-ых классов (20 мальчиков и 20 девочек).
Практическая значимость исследования заключается в составлении и внедрении программы развития познавательной активности младших школьников, которую могут использовать в своей работе педагоги начальной школы и школьные психологи как средство развития мышления младших школьников.
Структура дипломной работы: общий объем работы составляет 74 машинописных страницы. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений, 7 таблиц, 5 диаграмм. Список литературы включает 53 источника.
Глава 1. Теоретические основы изучения условий развития мышления и познавательной активности младших школьников
1.1. Познавательная активность и её роль в развитии личности и мышления младших школьников
Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру [46].
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находится в центре внимания ученых с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет такое психологическое качество как познавательная активность.
Значимость данного факта зафиксирована в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации этого принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность» [9].
Существует множество трактовок и определений познавательной активности. В психологических исследованиях А.Н. Леонтьева [21], Б.Ф. Ломова [7], С.Д. Смирнова [31], Е.А. Сорокоумовой [44] и других авторов познавательная активность рассматривается как:
- проявление умственных способностей субъекта познания;
- избирательная направленность активного внимания человека;
- особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности;
- готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями;
- проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям;
- волевое состояние, характеризующее усиленную познавательную работу личности;
- качество деятельности, в котором проявляется личность ребенка с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания.
По мнению М.И. Лисиной, познавательная активность занимает структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности, предшествующее деятельности и порождающее ее [22]. Познавательная активность, включая в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, близка к понятиям любознательности, или любопытства.
Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются [46]:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями.
Это доказывает высказывание крупнейшего специалиста в области эмоций К. Изарда [17]. Он отмечает: «Эмоция интереса выражает себя несколько иначе, чем остальные эмоции. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица — приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в их комбинации может свидетельствовать об эмоции интереса... Следует отметить, что мимическое выражение эмоции, как правило, кратковременно, оно длится от 1/2 до 4–5 сек., тогда как нейронная активность, сопряженная с эмоцией, и переживание эмоции обычно длятся дольше. То есть человек может продолжать испытывать интерес, уже не обнаруживая его мимически; однако если он в течение долгого времени не высказывает внешних признаков интереса, то можно заключить, что его интерес угас» [17, с. 164].