Актуальность темы исследования. Административно-правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории РФ, не является одинаковым для всех лиц по объему прав. То есть имеется некоторое неравноправие, заключающееся, главным образом, в возможностях въезда на территорию РФ, трудоустройства и передвижения, в зависимости от: наличия территориально-исторических связей РФ и государства, гражданином которого является иностранный гражданин; политических взаимоотношений и договоренностей между государствами; срока пребывания на территории Российской Федерации; цели пребывания на территории Российской Федерации; - профессии, если целью пребывания, является работа.
Эти различия могут выражаться как в административно бюрократических процедурах возможности въезда на территорию Российской Федерации и нахождения на ней, так и в возможностях трудоустройства, обучения и т.д.
Цель данной работы – исследовать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1 Рассмотреть конструкцию административно-правового статуса иностранных граждан.
2 Изучить регулирование правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства.
3 Проанализировать особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.
4 Проанализировать специфику статуса иностранных граждан как работников по законодательству Российской Федерации.
Объект исследования - административно-правовой статус иностранных граждан в России.
Предмет исследования - специфика административно-правового статуса отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Административно-правовой статус иностранных граждан в России
1.1. Конструкция административно-правового статуса иностранных граждан
Особое место в системе административного права занимают иностранные граждане и лица без гражданства. С каждым годом количество гостей в России увеличивается. Во многом это связано с международными спортивными и общественно-политическими событиями, которые регулярно происходят в стране. Кроме того, многие люди, приехавшие из других стран, остаются в России на постоянное место жительства.
С точки зрения административного права, иностранные граждане, имеющие соответствующий административно-правовой статус, при котором они могут стать участниками административно-правовых отношений.
Правовому статусу иностранных граждан (далее —ИГ) посвящено немало работ, но суть административно - правового статуса раскрыть недостаточно.
В соответствии с общей позицией для граждан другой страны могут применяться два вида обращения :
- Национальный (приравнивает статус граждан принимающей страны к статусу иностранцев);
- Конкретный (устанавливают конкретные нормы, ограничивающие права и свободы ИГ).
Иностранцы и лица без гражданства, как граждане Российской Федерации, принимают на себя обязательства и пользуются правами, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным законом. Определяющим фактором для определения статуса должен стать порядок въезда на территорию России.
Открытие процедуры является ключевым элементом, определяющим административно-правовой статус ИГ. Необходимо усилить контроль за следующими целями въезда, а также решить проблемы иностранцев, посетивших Российскую Федерацию на безвизовой основе, и находящихся в стране в течение длительного периода времени, без конкретных целей.
Порядок пребывания и проживания иностранцев в России является вторым элементом административно - правового статуса иностранцев, который можно разделить на три группы.:
- постоянные обитатели;
- временное проживание;
- оставайтесь временно.
Для каждой группы утверждается перечень документов и устанавливается срок их действия.
Регистрация миграции является третьим элементом административно - правового статуса. Целью учета является учет и обобщение информации об ИС и ее движении.
Цели учета:
- систематизация информации о том, что он находится в Российской Федерации ;
- информирование о передвижении иностранцев;
- создание условий для осуществления прав и свобод человека и гражданина;;
- выполнение задач граждан;
- защита здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан;;
- безопасность.
Регистрация миграции включает в себя:
- ведение Государственной информационной системы;
- обработка информации о характеристиках миграции;
- регистрация по месту жительства и регистрация по месту временного проживания.
Четвертый элемент - порядок осуществления отдельных прав и свобод на территории Российской Федерации. Иностранные граждане, как и граждане Российской Федерации, пользуются большинством прав и свобод, основанных на национальных режимах. Некоторые из них могут применяться с определенными ограничениями.
Больше прав и свобод не может быть предоставлено:
- быть на гражданской, уголовной и муниципальной службе;
- работа в организациях, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации;
- интеграция российского военного корабля в состав экипажа;
- поведение воздушных судов гражданской авиации.
Пятый элемент-это система административных мер, которые могут быть применены иностранцами в случае нарушения правил пребывания в Российской Федерации. Иностранцы подлежат административной ответственности по общим основаниям, но КоАП РФ содержит перечень составов преступления, совершение которого может исходить только от граждан других государств.
Реадмиссия и депортация требуют особого внимания. Они похожи внешне, но отличаются характером и содержанием. Во время реадмиссии иностранец, не имеющий законных оснований для пребывания в России или вступивший в противоречие с законом, должен быть выслан из страны, в которую он въехал, а не в страну своего гражданства, как это имеет место при любой другой форме административного выдворения.