Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков чтения у младших школьников с аутизмом и другими интеллектуальными нарушениями
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте
1.2. Понятие и виды расстройств аутистического спектра и интеллектуальных нарушений
1.3 Специфика формирования навыков чтения у младших школьников с аутизмом с интеллектуальными нарушениями
Глава 2. Исследования уровня сформированности навыков чтения у младших школьников с аутизмом с интеллектуальными нарушениями
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Диагностика сформированности навыков чтения у младших школьников с аутизмом с интеллектуальными нарушениями, на констатирующем этапе исследования (констатирующий эксперимент)
3.1. Разработка и апробация специальной обучающей программы, направленной на формирование навыков чтения у младших школьников с аутизмом интеллектуальными нарушениями (формирующий эксперимент)
3.2. Проверка эффективности разработанной программы (контрольный эксперимент)
3.3. Рекомендации родителям и учителям
Список литературы
Цель исследования заключается в проведении анализа особенностей и разработке программы корректировки формирования навыков чтения для детей с расстройствами аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями.
Задачи исследования:
- на основании обращения к теоретическим источникам изучить особенности развития навыков чтения у младших школьников с РАС;
- проанализировать методы, приемы, которые могут найти свое применение в процессе обучения чтению детей младшего школьного возраста с РАС;
- разработать апробировать специальную обучающую программу, направленную на формирование навыков чтения у младших школьников с РАС;
- апробировать разработанную программу по формированию навыков чтения у младших школьников с РАС;
- провести контрольный эксперимент и сравнить уровень сформированности навыков чтения у младших школьников с РАС.
Гипотеза исследования:
Эффективность обучения чтению младших школьников с РАС значительно возрастает при использовании разработанной коррекционной программы, направленной на формирование речевой и коммуникативной компетентности при условии совместной деятельности учителя, специалистов и родителей.
Объектом настоящего исследования выступают навыки чтения младших школьников с РАС.
Предмет исследования – организация коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование навыков чтения у младших школьников с РАС.
В процессе реализации исследования применялся комплекс методов:
- теоретические методы включали: теоретический анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования; изучение истории развития детей анализ медицинской и педагогической документации;
- практические методы включали: наблюдение за детьми; беседу; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; сравнительный, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
Разработана программа коррекционной работы с детьми с РАС с интеллектуальными нарушениями при формировании навыков чтения.
Научно-теоретическая значимость заключается в изучении, последующем обобщении научных данных, а также их систематизировании для разработки специальной образовательной программы по формированию навыков чтения у младших школьников с РАС.
Практическая значимость: разработана программа обучения детей с РАС с интеллектуальными нарушениями чтению с учетом, которая может быть применена в образовательных учреждениях. Результаты исследования могут быть использованы в практике деятельности педагогов, психологов, работающих с детьми с РАС, могут быть использованы родителями в процессе развития навыков чтения ребенка, общего развития кругозора.
Положения, выносимые на защиту:
- Направления коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию навыков чтения у младших школьников с РАС определяются, прежде всего, особенностями и выраженностью расстройств: в процессе разработки программы необходимо адаптировать ее содержание под особенности обучающихся,
- Для учащихся с РАС можно выделить направления коррекционно-развивающей работы, которые необходимы для успешного овладения навыками чтения. В качестве таких направлений следует отметить поэтапную, последовательную, пошаговую работу над формированием навыков чтения. В качестве основных методов работы с детьми с РАС выступают словесные, наглядные, практические. В результате применения подобные методов, реализации указанных направлений деятельности навыки чтения приобретают характеристики гибкости, сознательности, автоматизированности и устойчивости.
- Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися с РАС, направленная на формирование и развитие навыков чтения, значительно повышает эффективность обучения младших школьников с РАС.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «». Экспериментальную группу входили 20 детей с РАС, обучающиеся по АООП 8.3.
Организация исследования.
Исследование состояло из несколько этапов:
На первом этапе (с сентября 2019 г. по август 2020 г.) была определена теоретико-методологическая база исследования; проведены анализ и обобщение научной литературы по выбранной тематике, определены основные направления исследования.
На втором этапе (с сентября 2020 г. по март 2021 г.) были определены основные методики определения сформированности навыков чтения.
Третий этап (с апреля 2021 по сентябрь 2021 г.) связан с разработкой коррекционно-развивающей программы обучения детей с РАС с интеллектуальными нарушениями навыкам чтения, проведением повторной диагностики и сравнительным анализом полученных результатов, разработкой методических рекомендаций для специалистов и родителей.
Структура и объем диссертации.
Магистерская диссертация представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Диссертация изложена на 90 страницах и содержит 12 рисунков и 2 таблицы. Список литературы представлен 34 источниками.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков чтения у младших школьников с РАС с интеллектуальными нарушениями
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте
С того момента, как дети рождаются, происходит их интеграция в речевое общение, во многом это происходит благодаря тем, кто взаимодействует с ними, это - родители и другие взрослыми. Начинается общение с обоюдных взглядов, издавая звуки и булькая. Это позволяет сформировать зачатки будущей речи. Развитие речи - прочный мост для детского мозга и когнитивное развитие.
Развитие речи ребенка нельзя рассматривать изолированно, оно очень важно для ребенка в целом, особенно в первые годы жизни человека, способствуя созданию благоприятной для обучения среды. В это время родители и другие взрослые находят способы поиграть и развлечься с ребенком в качестве обучения. Этот процесс поможет ускорить освоение языка малышом и подготовит его к школе, что также ускорит общий прогресс на других этапах развития, а также поможет в предоставление еще многих перспективных возможностей для дальнейшей жизни. Изучение языка - это процесс на всю жизнь, в ходе которого у младенцев формируются основы, лежащие в основе речь и язык для поддержки способности ребенка общаться, выражать и понимать чувства. Процесс развития языка начинается в раннем возрасте человека, считается, что младенцы могут различать звуки речи и лепет.
Считается, что продуктивная речь начинается уже на этапе довербального общения, когда дети используют жесты и вокализацию, чтобы заявить о своем интересе или потребности.
Дети развивают язык последовательно от 0 до 5 лет в зависимости от ожидаемого месяца или года и способности к правильному человеческому взаимодействию в мире жизни.
Временные промежутки формирования речи:
- 6,1 -0-3 месяца
На этом этапе ребенок оглядывается на знакомый звук и пугается громких звуков. Он распознает голоса опекунов / родителей. Издайте голосовые звуки, такие как воркование, бульканье, смотрит на лица и копирует движения лица, такие как высунутый язык, умеет достаточно долго поддерживать зрительный контакт периоды.
- 6,2 -3-6 месяцев
Ребенок наблюдает за разговорами других. Показывает волнение при звуке приближающихся голосов, может издавать голосовые звуки, чтобы привлечь внимание, воспроизводить звуки, когда с ним разговаривают, смеяться во время игры и бормотать себе.
- 6.3 -6-12 месяцев
Ребенок в этом возрасте определяет источник голоса с правильным акцентом на различные звуки. Например, телефон, дверной звонок и часы. Пользуется часто используемыми словами, такими как: до свидания, не и др.
Также он может останавливаться и смотреть, когда слышит свое имя, понимать общие инструкции, когда видит жесты. В этот период важно использовать звуки речи, чтобы общаться с примером взрослого, например, «Баба», «нет-нет», «давай, давай».
- 6.4 -12-15 месяцев
В этот период ребенок любит музыку и пение, знает простые слова в контексте, например, чашка, папа; также понимает простые указания, такие как «поцелуй папу», «отдай маме», «остановись».
Может сказать 10 отдельных слов, хотя могут быть непонятны и наблюдать за взрослыми в течение короткого промежутка времени.