Введение
1. Теоретические основы малого и среднего бизнеса
1.1. Понятие и экономическая сущность малого и среднего бизнеса
1.2. Современное состояние малого и среднего бизнеса в России
1.3. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние и развитие государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России
2.1. Современное состояние малого бизнеса а в Ярославской области
2.2. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона
2.3. Анализ основных форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Ярославской области
3. Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования малого и среднего бизнеса в России
3.1. Проблемы и перспективы в развитии программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России
3.2. Предложения по совершенствованию системы государственного стимулирования малого и среднего бизнеса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Стратегически важными задачами Правительства Российской Федерации в последние годы становится решение вопросов по формированию новой модели экономического развития, в которой доля малого и среднего предпринимательства будет занимать более 50%, как это свойственно большинству развитых западных стран.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью детально изучить финансовую сторону обеспечения и деятельности малого предпринимательства, его проблем и перспектив развития для повышения его эффективности и устойчивого развития, На фоне коронавирусной пандемии и порожденного ею экономического кризиса в наибольшей мере пострадал сектор малого и среднего бизнеса, ориентированный на предоставление офлайн-услуг. Фактически спрос на услуги индустрий общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, а также beauty-индустрии и непродовольственного ритейла в условиях карантина упал в разы. При этом необходимость платить заработную плату, налоги, социальные взносы, арендные платежи, кредиты банкам и контрагентам за поставки и иные услуги сохранилась. Все виды бизнесов, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате или придерживаются бизнес-моделей, связанных исключительно с предоставлением персональных офлайн-услуг, сейчас подвержены риску банкротства.
Возник и углубляется кассовый разрыв, который может привести к банкротству большого числа субъектов малых и средних предприятий (МСП), не способных быстро и без потери качества работы перейти в онлайн-режим, особенно в городах России. В настоящей статье представлена оценка влияния кризиса на выручку, занятость, кредитование и число фирм сектора МСП.
Объектом исследования является деятельность государственных органов по финансовой поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений по применению различных форм государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Ярославской области.
Цель работы - разработка возможных механизмов усовершенствования системы государственной финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на основе анализа практики применения различных инструментов поддержки бизнеса на региональном уровне.
Задачи, поставленные в данной работе:
- Выявить роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии страны.
- Изучить виды поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса
- Изучить экономическую и правовую основы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
- Исследовать формы и методы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
- Проанализировать современного состояния государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Ярославской области.
- Определить проблемные моменты в развитии малого и среднего бизнеса на уровне региона.
- Рассмотреть предложения по совершенствованию системы государственного стимулирования малого и среднего бизнеса в Ярославской области.
- Изучить возможные риски при реализации предложений по совершенствованию системы государственного стимулирования малого и среднего бизнеса.
Поставленные задачи предполагается решить при помощи различных методов исследования: как теоретических, так и эмпирических. В ходе работы применялся анализ обеспечения и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России и, в частности, в Ярославской области, структурирование полученной информации, а также наблюдение и измерение статистических данных.
Практической базой исследования является Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области.
Теоретической основой работы послужили труды таких ведущих ученых в области предпринимательства в том числе малого и среднего бизнеса М. Вебера, Дж. Гелбрейта, П. Друкера, А. Смита, И. Шум-петера и др., и изучения государственной поддержки. В частности, следует отметить следующих ученых, публикации которых посвящены проблемам функционирования и государственной поддержки малого предпринимательства: Алабин А., Афанасьев В.А., Бадмаев С.Н„ Буев В.В., Бусыгин А.В., Виленский А.В., Гневко В.А., Горенбургов М.А., Грунин О.А., Карлина Е.Н. и др. Система оценки государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как специальный предмет исследованы меньше, и нашли отражение в работах Терешкина Г.В., Гугкаева С.С., Гриндина А.Н., Козлова М.А. и др.
Статистической и информационной базой выступили финансовые отчеты предприятий малого и среднего бизнеса, статистика ЦБ РФ, Федеральной службы государственной статистики, Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Ярославской области, а также материалы российских и зарубежных периодических изданий.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого предпринимательства.
- Теоретические основы малого и среднего бизнеса
1.1. Понятие и экономическая сущность малого и среднего бизнеса
Экономическое развитие ставит неотложную задачу создания такого типа предприятий, которым удалось бы решить проблему неэффективности крупных монополий. Эти предприятия являются «малыми и средними предприятиями» (МСП) или малым и средним бизнесом (МСБ).
В современном мире малый бизнес можно назвать важнейшей составляющей рыночной экономики, в отсутствии которой у государства не будет возможности развиваться гармонично. Во многом благодаря малому предпринимательству определяются темпы экономического роста, а также составляющие валового национального продукта и их качество.
Малый бизнес является наиболее приоритетным сектором экономики, так как в процессе становления и развития рыночной инфраструктуры его роль очень важна. Роль и значение малого и среднего бизнеса для экономики любого государства становится очевидной при анализе его функций, которые приводят к повышению конкуренции па рынке, созданию новых рабочих мест и, как следствие, обеспечивает высокий уровень социально- экономической стабильности. В настоящее время сложилось множество подходов к определению термина «малый бизнес» и «малое предпринимательство». Данные синонимичные понятия трактуются в качестве экономической категории, института или сектора экономики (Приложение 1).
Подходы к определению категории малого и среднего предпринимательства различны.
Можно утверждать, что предпринимательство развивалось разными способами, а каждая теория имела свои характерные черты и особенности. В Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации" под субъектами малого и среднего предпринимательства подразумеваются хозяйствующие субъекты в виде юридических лиц (потребительские кооперативы и коммерческие организации) или индивидуальных предпринимателей, имеющих целью своей деятельности получение прибыли при соблюдении определенных нормативных критериев отнесения их к малым.
Малый бизнес способен решать множество экономических и социальных вопросов. Малое предпринимательство является катализатором мобильности, быстроты предоставления услуг. Оно создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. В частности, развитие предпринимательского сектора приводит к формированию устойчивого среднего класса, увеличению доходов населения и выравниваю диспропорций в социальных группах общества.
На макроэкономическом уровне малые предприятия решают ключевые задачи и проблемы в области безработицы, инновационной деятельности, создания благоприятной конкурентной экономической среды. Специфические особенности малого и среднего бизнеса объясняют его ориентацию на узкие направления видов деятельности. Предпринимательский сектор затрагивает такие ниши, где деятельность крупных компаний является нецелесообразной или же нерентабельной. Мобилизуя трудовые и финансовые ресурсы в области производства и торговли, субъекты малого и среднего бизнеса способствуют оживлению экономической конъюнктуры рынка и вносят значительный вклад в экономику как государства, так и отдельно взятого региона.