Введение
Глава 1 Теоретические основы института федеральных органов государственной власти
1.1. Понятие и виды федеральных органов государственной власти
1.2 Нормативно-правовое регулирование института федеральных органов государственной власти
1.3 Принципы организации и деления федеральных органов государственной власти
Глава 2. Основы правового статуса федеральных органов государственной власти
2.1. Сфера ведения федеральных органов государственной власти
2.2. Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ
2.3 Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления
Заключение
Список источников и литературы
Цель нашей работы: выяснить, что представляет собой институт федеральных органов государственной власти в Российской Федерации, а также рассмотреть взаимоотношения, которые возникают между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Задачи нашей работы вытекают из целей, и они таковы:
1) выявить теоретические основы института федеральных органов государственной власти;
2) сформулировать определение понятия и основные виды федеральных органов государственной власти;
3) выявить принципы организации и деления федеральных органов государственной власти;
4) определить сферу ведения федеральных органов государственной власти;
5) выявить взаимодействие федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и с органами местного самоуправления.
Теоретико-методологическая основа исследования: Методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, которые относятся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. В основе нашего исследования был положен диалектический метод научного познания, как основной способ объективного и всестороннего познания действительности. С позиции данного метода объект и предмет исследования рассматривались комплексно, сообща в развитии с другими явлениями. Также нами широко применялись системный и функциональные методы. Использование частно-научных методов исследования позволило нам более понятно и доступно раскрыть нашу тему. Широко использовались следующие методы: метод обобщения (сравнительно-правовой, статистический анализ), логико-теоретический метод (сравнение, аналогия, анализ), метод системных исследований (системно-структурный подход), конкретно-исторический метод.
Эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, Постановление Конституционного Суда РФ, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В том числе эмпирическую базу исследования составляет и Закон Республики Бурятия «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия», а также статьи из периодических изданий: Пьянов Н.А. «Консультации по теории государства и права»; Вестник Конституционного Суда РФ; Гончаров И.В. «Федерация и ее субъекты: характер взаимоотношений»; Эбзеев Б.Г., Карапетян Л.М. «Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов»; Коротких А.И. «Проблемы моделирования разграничения предметов ведений и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением».
Структура нашей работы выглядит следующим образом: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на три параграфа, заключения, а также списка источников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы институтов федеральных органов государственной власти
1.1 Понятие и виды федеральных органов государственной власти
Каждое государство осуществляет свои функции посредством специально созданного государственного аппарата, иначе говоря определенной совокупности органов государства или государственных органов. Очевидно, что это сложная совокупность всех имеющихся в том или ином государстве органов государственной власти. Следовательно, можно предположить, что государственный аппарат состоит только из тех органов, которые обладают определенными чертами и свойствами, общими именно для этой совокупности, и которые будут подчеркивать принадлежность органов к государству и к осуществлению государственной власти.
Все органы государственной власти обладают соответствующими признаками:
- являются одновременно составной и организационно-обособленной ячейкой государственного аппарата
- образуются в установленном государством порядке;
- обладают государственно-властными полномочиями;
- выделяются материальные средства для осуществления предоставленных функций;
- обладают упорядоченной внутренней структурой (организацией).
На основе представленных выше признаков многие авторы сформулировали свое определение понятия государственного органа. Мы представим определение понятия А.В. Безрукова: «Государственный орган есть юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством».[1]
Однако следует помнить, что все же не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в государственном аппарате их следует различать. Государственные органы не имеют права принятия правовых актов внешнего действия, которые распространялись бы на всех граждан и их объединения (например, Администрация Президента РФ) в отличие от органов государственной власти. Следовательно, орган государственной власти всегда можно определить как государственный орган, но не любой орган государства является органом государственной власти.
Так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и подконтрольны другим, то можно сделать вывод о том, что система государственных органов представляет собой организационное единство, Все органы государства действуют на основе обязательных для всех и каждого органа законов.
Можно сказать, что в зависимости от формы государства и, безусловно, в соответствии с принципом разделения властей устанавливается структура и виды органов какого-либо государства.
Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям:
- По способу возникновения они подразделяются на:
а) Первичные, то есть те органы, которые никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).
б) Производные. Эти органы создаются первичными, которые , в свое очередь, наделяют их властными полномочиями (исполнительные, распорядительные и др.).