Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного развития регионов
1.1. Понятия инновационного развития регионов
1.2. Влияние инновационных процессов на развитие региона
Глава 2. Анализ инновационного развития регионов в современной России
2.1. Рейтинг инновационного развития регионов
2.2. Корреляционно-регрессионный анализ развития Ростова
Глава 3. Направления совершенствования процессов управления инновационным развитием регионов в современной России
Заключение
Список литературы
Приложения
Современное инновационное развитие региональной экономики требует роста эффективности функционирование всех элементов социально-экономической системы, вовлеченных в производственно-инновационный процесс. Эпоха экономических отношений, опирающаяся в своем росте на благоприятную конъюнктуру, незадействованные производственные мощности отечественных предприятий и недорогую рабочую силу, сменяется на эпоху острой конкуренции, в которой конкурентные преимущества формируются за счет инноватизации, роста производительности труда и эффективности. В связи с этим от корпоративного производственного, сервисного секторов городской экономики и органов местного самоуправления требуется нахождение и применение на практике новых форм, методов и инструментов регулирования системных взаимоотношений всех элементов городских социально-экономических систем, программирующих инновационный рост и конкурентное лидерство в глобальном экономическом пространстве.
Актуальность исследуемой темы выражается в том, что инновационное развитие регионов является необходимым условием высоких темпов экономического роста российской экономики, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения.
В целом методы управления развитием регионов уже исчерпали свой потенциал и требуют новых подходов и осмысления. Концепция инновационного развития регионов может стать важнейшим опытом для городов, субъектов и для страны в целом. Это определяет научную значимость проводимого исследования.
Степень изученности проблемы. Общетеоретические проблемы управления развитием городов исследованы в работах таких отечественных экономистов, как Н.А.Аитова, Ю.П.Алексеева, М.В.Борщевского, А.М.Брячихина, Ю.С.Дульщикова, И.А.Ильина, В.Маркина, А.А.Мельдаханова, Т.М.Орловой, Д.И.Пидляского, Т.Ф.Рябовой, М.В.Савельевой, Е.К.Симаковой, Е.Д.Фроловой, А.А.Якушева и др.
Основная цель данного исследования: изучение теоретических и практических основ организации инновационных процессов в экономике российских регионов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты инновационного развития регионов;
- провести анализ инновационного развития регионов в современной России;
- выделить направления совершенствования процессов управления инновационным развитием регионов в современной России.
Объектом исследования настоящей работы являются регионы России.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного развития регионов
1.1. Понятия инновационного развития регионов
Регион — специфическая пространственная среда, которая формируется в процессе развития общества, и является одним из высших проявлений цивилизации. Регион заключает в себе непреходящие ценности и уникальный опыт человеческой культуры.
Регион возникает первоначально как специфический вид окружения, противопоставленный естественной среде.
Регион характеризуется высокой компактностью, плотностью освоения, коммуникационной насыщенностью регионального пространства по сравнению с сельской местностью. Концентрация ресурсов в одном месте позволяет сосуществовать большому количеству людей и эффективно сотрудничать.
В современных условиях социально-экономическое развитие регионов является важной стратегической составляющей муниципального управления, наряду с административно-правовым регулированием и бюджетной (финансовой и инвестиционной) политикой.
На практике разработка стратегии социально-экономического развития региона связана с составлением долгосрочного и краткосрочного плана развития региональной территории. Выработанная стратегия во многом определяет содержание основных направлений деятельности органов местного самоуправления:
- управление социально-экономическим развитием,
- управление бюджетом и финансами,
- управление экономикой и предпринимательством,
- управление имуществом и землепользование,
- управление внешнеэкономической деятельностью,
- охрану окружающей среды и другие.
Регион в широком смысле может быть определен как место компактного проживания людей, удовлетворяющее потребности человека в обеспечении жизнедеятельности, безопасности, коммуникации и развитии личности на основе общности культурных, социальных, национальных и прочих интересов.
В структуре управления территорией можно выделить три уровня управления, представленные в таб.1:
Таблица 1
Уровни управления территорией
Уровень управления
|
Основные функции управления
|
Орган управления
|
1-й - верхний
|
законотворчество, формирование стратегии социально-экономического развития
|
Дума, мэрия, администрация
|
2-й - средний
|
координация и принятие конкретных управленческих решений по регулированию развития территории
|
Мэрия, администрация, комитеты, департаменты, управы
|
3-й - нижний
|
реализация решений, самоуправление в структуре территориальных округов, обеспечивающих сбор и актуализацию первичной информации о территории
|
районы, территориальные органы управления, административно-хозяйственные службы и инспекции, комитеты самоуправления.
|
На верхнем уровне решаются задачи комплексного управления и координации социального и экономического развития. На верхнем уровне осуществляется макромоделирование социально-экономического развития региона и формирование стратегии его развития. Разработка стратегии осуществляется мэром и Городской Думой. На стратегическом уровне определяется общий генеральный план развития региона, утверждаются стратегические положения и законы, служащие основой для разработки тактик управления. Принимаемые решения касаются всего города.
На среднем уровне управления осуществляется принятие основной массы конкретных управленческих решений. На данном уровне управления принимаются решения, касаемые определенных сфер человеческой жизни. Решения принимаются в рамках утвержденной стратегии развития региона и при согласовании с другими подразделениями администрации. Часто органы власти на этом уровне организованы в Комитеты, заведующие определенным комплексом вопросов.
Принимаемые решения касаются многих объектов управления или отдельных объектов, имеющих общегородское значение. На данном уровне необходимо эффективное обобщение данных, их анализ и представление в компактной, наглядной и удобной человеку форме. Для поддержка деятельности органов управления данного уровня используются интегрированные банки данных в совокупности с системами экономического моделирования, экспертными средствами, информационно-аналитическими системами и системами поддержки принятия решения.
На нижнем уровне управления осуществляется компетентное ведение первичной информации о ресурсах и явлениях на территории и ее актуализация. На данном уровне обычно решаются учетные задачи и выполняются функции контроля, формируется статистическая отчетность для верхних уровней управления, поэтому для поддержки деятельности органов управления данного уровня обычно используются системы управления интегрированными базами данных достаточно большого объема с возможностью хранения и работы как с алфавитно-цифровой, так и с графической информацией.
Инновация (инновационный продукт, нововведение) является результатом длительных и упорных усилий ученых и изобретателей, инноваторов и предпринимателей, итогом научного открытия или технического изобретения, создания на этой основе нового продукта (товара) и его коммерциализации. В литературе существует большое количество определений термина «инновация». Удачным на наш взгляд является определение, данное Н.М. Розановой, что «инновация представляет собой процесс научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, начиная от замысла нового продукта, через трансформацию идей в опытные образцы, вплоть до внедрения нового изделия в повседневную жизнь производителей и потребителей». В более узком смысле инновация – это применение изобретения для создания нового или улучшения старого товара или процесса.
В условиях экономического кризиса прорыв некоторых государств на новый уровень научно–технического развития будет означать принципиальное изменение возможностей ведения хозяйства для всех участников системы мировых экономических связей.
Инновационное развитие региона – это такой подход к решению проблем, к улучшению условий жизни горожан, который ведет к сбалансированному социально-экономическому и экологическому развитию, осуществляемому на основе рационального использования всего городского ресурсного потенциала, включая геолого-географические особенности региональной территории, потенциальные возможности населения, экономики, промышленности, инфраструктуры, а также учитывающий развитие предпринимательства как фактора конкурентоспособности, не превышающее предельно допустимых нагрузок на окружающую среду.
Одним из ключевых факторов инновационного развития региона является стратегическое планирование: те города, которые имеют стратегические планы развития, более привлекательны для потенциальных инвесторов.
Целесообразно выделить условия инновационного развития регионов:
- участие в процедурах стратегического планирования всех стейкхолдеров;
- непрерывность, которая предполагает превращение планирования из набора дискретных действия в регулярную целенаправленную деятельность;
- ориентированность плана инновационного развития региона не только на использование имеющихся факторов конкурентоспособности, но и на формирование новых преимуществ;
- широкое применение методов городского маркетинга.
Целесообразно привести четыре основных субъекта, для которых важен уровень инновационного развития региона:
- жители;
- хозяйствующие субъекты;
- инвесторы;
- государство.