В работе дано определение термину «артериальное давление», изучены показатели артериального давления в норме у здорового человека, произведено сравнение показателей артериального давления на обеих руках, дано определение термину «работоспособность», рассмотрены признаки, которые характеризуют стадию неустойчивой компенсации, проведен анализ функционального состояния у людей со слабой и сильной нервной системой в динамике работоспособности, указана разница в развитии стадий работоспособности у людей со слабым и сильным типом нервной системы, приведены ответы на 10 тестовых вопроса.
Задача 1. Пользуясь тонометром, измерьте свое артериальное давление в состоянии покоя на правой и левой руке.
• Дайте определение термину «артериальное давление».
• Назовите показатели артериального давления в норме у здорового человека.
• Сравните показатели артериального давления на обеих руках.
Задача 11. На предприятии по производству обуви проводилось плановое психофизиологическое исследование функциональных возможностей организма работников в течение рабочей смены. 15% всех работающих имели слабый тип нервной системы.
• Дайте определение термину «работоспособность».
• Какие признаки характеризуют стадию неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) ?
• Одинаково ли функциональное состояние у людей со слабой и сильной нервной системой в динамике работоспособности?
• Укажите разницу в развитии стадий работоспособности у людей со слабым и сильным типом нервной системы.
Тестовые задания
1. Впишите пропущенные слова, чтобы высказывание стало истинным:
Психофизиология – наука, изучающая физиологические и психические функции человека для обеспечения высокопроизводительных процессов.
2. Какие из перечисленных витаминов относятся к группе жирорастворимых?
а) В1, В2, В6, В12, В15;
б) D, К, Е, А;
в) РР, С.
3. Какие клетки входят в состав нервной ткани?
а) эпидермоциты, меланоциты;
б) остеоциты;
в) нейроны.
4. Установите правильную последовательность фаз (этапов) развития профессионала по Е.А. Климову:
1) адаптации;
2) адепта;
3) оптации;
4) интернала;
5) авторитета;
6) мастера;
7) наставника.
5. Какие природные предпосылки лежат в основе развития способностей человека?
а) одаренность;
б) талант;
в) задатки.
6. Установите правильную последовательность стадий в динамике работоспособности:
1) врабатывания;
2) декомпенсации;
3) полной компенсации;
4) неустойчивой компенсации;
5) «конечного порыва»;
6) оптимальной работоспособности.
7. Какие научные дисциплины занимаются вопросами улучшения условий труда?
а) математика;
б) физиология труда, гигиена труда, эргономика, эстетика техническая;
в) биология, химия.
8. Какому определению соответствует понятие «профессия»?
а) конкретная форма деятельности;
б) совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями;
в) деятельность по преобразованию окружающего мира.
9. Кем был впервые введен в обиход термин «анализатор»?
а) А.А. Ухтомский;
б) И.П. Павлов;
в) И.М. Сеченов.
10.Какой форме профессионального стресса соответствует состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в условиях, связанных с опасностью, обидой?
а) коммуникативный стресс;
б) информационный стресс;
в) эмоциональный стресс.
Список литературы