Автомобильная промышленность мира – это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса. Ведь это не только продажа автомобилей, но и рынок производства и продажи автозапчастей и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля.
Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. А также является показателем уровня обеспеченности, как отдельного человека, так и общества или государства в целом.
Мировой рынок автомобилей характеризуется стремительным ростом производства и продаж. Мировое производство автомобилей растет с каждым годом. Достаточно стремительно развиваются дилерские центры, автомобильные холдинги, предлагающие своим покупателям полный ассортимент моделей автомобилей, дополнительного оборудования к ним и техническое обслуживание. Клиентам только нужно определиться в марке автомобиля и дилерском центре, где они будут приобретать, и обслуживать свой автомобиль.
Таким образом, огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Решающим фактором коммерческого успеха на конкурентном рынке является конкурентоспособность предприятия.
Понятие «конкурентоспособность» - один из показателей эффективности деятельности предприятия на рынке. Несмотря на отсутствие единой методики оценки показателя конкурентоспособности, каждое предприятие, изучая рынок, делает выводы и прогнозы относительно собственного положения.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что все хозяйственные процессы зависят от общего финансового состояния предприятия, следовательно, каждой организации необходимо разработать стратегически обоснованное решение, которое позволит улучшить хозяйственную деятельность. Стоит отметить, что все стратегические решения должны быть основаны на изучении конкурентного рынка, так как это позволит увидеть преимущественные стороны партнеров, сделать свой вариант управления наилучшим, учитывая слабые стороны конкурентных сторон.
Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации.
Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.
Сложность и многоаспектность, а также разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по управлению конкурентоспособностью организации.
Для достижения цели при выполнении выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью организации;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия и факторов на нее влияющих;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности организации.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на конкурентоспособность организации.
Объектом исследования является автосалон Тойота Центр Екатеринбург Запад ООО «Компания АВТО ПЛЮС».
Исследованием проблемы конкуренции и конкурентоспособности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, экономисты. Исследование данных понятий представлены в работах А.Смита, Д. Риккардо, А. Маршалла, П. Хейне, Ф. Найт, Дж. Кейнса, Й. Шумпетера, М. Портера, Ю.И. Коробова, А.Ю. Юданова. [23].
В результате актуализации вопроса количественного измерения конкурентоспособности, представляются различные методики оценки конкурентоспособности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия. Во второй главе проводится оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия Тойота Центр Екатеринбург Запад ООО «Компания АВТО ПЛЮС». В третьей главе предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия Тойота Центр Екатеринбург Запад и оценена их экономическая эффективность.
Результаты данной работы могут быть использованы для управления Тойота Центр Екатеринбург Запад в целях повышения конкурентоспособности ее деятельности.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
В эпоху современной экономики предприятия вынуждены существовать в условиях жесткой конкуренции. Как говорят маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно исследовать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Для того чтобы определить конкурентоспособность организации, необходимо начать с содержания и сущности конкуренции. В свою очередь, конкурентоспособность предприятия формулируется в зависимости от достижений и целей, которые определяются понятием «конкуренции».
Понятие конкуренции является достаточно сложным и многогранным. Определение известного исследователя конкуренции М. Портера выглядит следующим образом: «Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт. На котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. В конкуренции главную роль играют инновации и перемены». Из этого определения следует, что конкуренция – динамичное состояние рыночной среды, которое заставляет её участников совершенствовать свою продукцию и деятельность. Таким образом, М. Портер определяет конкуренцию как двигатель процесса. [23, с. 54].
Признаки рыночной конкуренции:
- борьба, состязание в сфере экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара;
- борьба, за общественное признание затрат и результатов производства;
- стремление к лидерству;
- наличие одной цели;
- наличие на рынках большего числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;
- невозможность каждого отдельного продавца воздействовать на предложение, цену, покупателя и манипулировать рынками для своей выгоды;
- свобода выбора входа и выхода на рынок;
- экономическое подчинение производителя интересам потребителя [9, с. 12].
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить?
Конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. Конкуренция побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.
Конкуренция на рынке выполняет следующие функции:
- регулирования – чтобы выиграть в конкурентной борьбе, компания должна предлагать товары, которые предпочитает потребитель, поэтому факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность;
- мотивации – предприятие, которое предлагает лучшую по качеству продукцию или производит ее с меньшими затратами, получают вознаграждение в виде прибыли. А предприятие, которое не реагирует на пожелания клиентов, получают «наказание» в виде убытков или вытесняются с рынка;
- распределения – конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их вкладом;
- контроля – конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция может оказывать положительное и негативное влияние на рост потенциала конкурентоспособности функционирующих на рынке предприятий [9, c. 15]. Положительное влияние конкуренции заключается в следующем. Уровень и степень конкуренции выступают как необходимые и достаточные условия для формирования и наращивания потенциала роста конкурентоспособности субъектов рынка. Негативное влияние конкуренции возникает при невыполнении достаточных условий: отсутствие равноценного доступа к имеющимся ресурсам; отсутствие возможностей перераспределения имеющихся ресурсов; отсутствие мер по государственной защите внутреннего классификация видов рыночной конкуренции по ряду признаков в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика различных форм рынков[1]
Параметры (признаки) рынка
|
Формы рынков
|
Совершенная или чистая конкуренция
|
Монополистическая конкуренция
|
Олигополия
|
Монополия
|
Количество производителей
|
Много
|
Много
|
Мало (2-8)
|
Один
|
Количество покупателей
|
Много
|
То же
|
Два или более
|
Один или несколько
|
Сила конкуренции
|
Очень сильная
|
Сильная
|
Слабая
|
Отсутствует
|
Доли на рынке
|
Малые
|
Малые
|
Большие
|
Весь рынок
|
Доступ к рынку
|
Открыт
|
Затруднен
|
Затруднен
|
Блокирован
|
Объем продаж
|
Определяется конкурентоспособностью и спросом на товар
|
Определяется конкурентоспособностью и сговором участников
|
Определяется конкурентоспособностью и сговором участников
|
Определяется спросом
|
Окончание таблицы 1
Параметры (признаки) рынка
|
Формы рынков
|
Совершенная или чистая конкуренция
|
Монополистическая конкуренция
|
Олигополия
|
Монополия
|
Политика ценообразования
|
На основе закона спроса и предложения
|
На основе спроса и конкурентоспособности
|
Спросом и конкурентоспособностью
|
Определяется производителем
|
Роль качества и конкуренции
|
Очень высокая
|
Очень высокая
|
Высокая
|
Определяется ситуацией
|
Роль рекламы в продвижении товара
|
Высокая
|
Высокая
|
Очень высокая
|
Определяется ситуацией
|
Норма прибыли производителя
|
Незначительная
|
2-8%
|
8-20%
|
Более 20%
|
Эффективность использования ресурсов
|
Очень высокая
|
высокая
|
Средняя
|
Низкая
|
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
- размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
- темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
- цена, быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции;
- уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
- мобильные технологические модули;
- требования к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа–выхода.
При рыночном соперничестве будет выигрывать тот, кто имеет товары более высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
Существуют разные методы конкурентной борьбы:
- ценовая конкуренция (определяется свободным рыночным соперничеством, когда даже однородные товары могут быть предложены на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены является той основой, с помощью которой продавец привлекает к себе внимание и завоевывает желаемую долю рынка);
- неценовая (повышение качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама, повышение технического уровня.
Это методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Но также существует «недобросовестная, нечестная» конкуренция, благодаря которой фирма может укрепить свое положение на рынке не с повышением качества и эффективностью производства, а с использованием таких методов как:
- продажа по цене ниже себестоимости;
- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- ложная информация или реклама, вводящая в заблуждение;
- недобросовестное копирование товаров конкурентов;
- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
- промышленный шпионаж и др.
От недобросовестной конкуренции выигрывают только продавцы, но не покупатели.
Таким образом, конкурентоспособность – комплексная характеристика, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках. Конкурентоспособность предприятия – это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды [24, c. 54].