- Способы и проблемные аспекты правового обеспечения защиты чести и достоинства кандидата в период избирательной кампании
2.1. Общеправовые способы и средства защиты чести и достоинства граждан
2.2. Особенности правовой защиты чести и достоинства кандидатов в период избирательной кампании
Заключение
Список использованных источников и литературы
2. Способы и проблемные аспекты правового обеспечения защиты чести и достоинства кандидата в период избирательной кампании
2.1. Общеправовые способы и средства защиты чести и достоинства граждан
На основании содержания части 1 статьи. 152 Гражданского кодекса РФ защита прав нарушается путем распространения информации, дискредитирующей честь и достоинство гражданина, а также деловую репутацию физических и юридических лиц.
По общему правилу, гражданин имеет право обратиться за защитой его чести и достоинства, если спорная информация:
- размещено в средствах массовой информации, в сети Интернет и любым другим способом, обеспечивая доступ к нему для неограниченного круга людей;
- попадает под определением «недействительной» или «порочащей».
Факт распространения информации может быть подтвержден любыми доказательствами того, что в рамках процессуального законодательства отвечает требованиям релевантности и допустимости. В частности, если на телевидении транслировалась дискредитирующая информация, помимо записей телевизионного канала, видеозаписи, сделанные во время трансляции соответствующей телевизионной программы, сообщения от вещательной компании о передаче программы, показания свидетелей и т. д. могут быть использованы в качестве доказательств.
Если порочащая информация публикуется в сети Интернет, нотариально заверенные веб-страницы могут использоваться в качестве достоверных доказательств. Поскольку к моменту рассмотрения дела в суде информация, размещенная в сети Интернет, может быть удалена, этот тип доказательств все чаще используется в судах.
С информацией, размещенной на бумаге (в газете, журнале и т. д.), ситуация проще. Копия такого носителя, представленная в суде, будет доказывать факт размещения спорной информации.
Постановление Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 содержит пояснения о том, как информация должна размещаться для того, чтобы стать предметом спора, а также определяться неточной и дискредитирующей информации. Например, распространение информации – это публикация в печатном виде, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в программах кинохроники и других СМИ, распространение в сети Интернет, а также использование других средств связи в профессиональных ссылках, публичных выступлениях, заявления государственных должностных лиц или сообщения каким-либо образом, в том числе устные, по меньшей мере одному лицу. В то же время передача такой информации лицу, к которому они относятся, не признается в качестве распределения, если лицо, сообщившее о соответствующей информации, приняло достаточные меры конфиденциальности, чтобы они не стали известны третьим лицам.
Если лицо обращается в государственные органы или органы местного самоуправления, которые обязаны рассматривать эти жалобы в пределах своей компетенции, ссылаясь на некоторую информацию в заявке, но эта информация не была подтверждена во время проверки, это обстоятельство не является основанием для привлечения этого лица к ответственности, поскольку его действия – реализация права, предоставленного ст. 33 Конституции РФ. Однако если в суде установлено, что обращение в эти органы не имело оснований и было продиктовано исключительно для причинения вреда другому лицу, такие действия признаются как злоупотребление правом и влекут за собой ответственность за вред деловой репутации заявителя.
Помимо установления факта распространения информации, также необходимо, чтобы она считалась дискредитирующей и / или недостоверной. Так, не считается действительной, если в ней содержатся утверждения о фактах или событиях, которые не имели место в действительности в то время, к которым относится спорная информация, за исключением случаев, когда они содержатся в официальных документах (судебные решения и приговоры, решения органов предварительного следствия, приказы и т. д.), для обжалования которых установлена другая процедура.
Дискредитация – это информация, содержащая утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестных действий, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, нечестном ведении бизнеса и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или деловой практики, которая умаляет честь, достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина или юридического лица.
Поскольку требования по защите чести, достоинства и деловой репутации являются требованиями к защите неимущественных прав на них в соответствии со ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как правило, обязательство доказывать распределяется между сторонами следующим образом:
- заявитель должен подтвердить сам факт распространения информации и ее порочащий характер;
- ответчик должен доказать, что распространенная им информация верна.
Словом, если распространитель не позаботился о документальных доказательствах предоставленной им информации, и заявитель доказал не только факт его размещения, но и тот факт, что она оскорбляет имя компании, решение будет сделано не в пользу подсудимого.