Введение
- Понятие и сущность Конституции
- Юридические свойства и функции Конституции РФ
- Правовая охрана Конституции РФ
- Толкование Конституции РФ
- Правовой механизм действия Конституции РФ. Реализация Конституции РФ
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа|Конституционное право
Авторство: gotovoe
Год: 2015 | Страниц: 39
Введение
Заключение
Библиографический список
В данной курсовой работе хотелось бы уделить внимание основному закону нашего государства, а именно рассмотреть его со всех сторон, проследить этапы принятия и особенности состояния страны на начало девяностых годов, выявить и предложить свои варианты решения проблемы реализации его основных статей.
Одним из существенных признаков создания правового государства является господство права, Конституции и закона. В таких условиях, в которых проводится реформирование государственности, наиболее динамично развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и самоуправления. Именно эти стороны жизни общества регулирует и сама Конституция РФ, поэтому, я считаю, этому вопросу и стоит уделить существенное внимание.
Целью курсовой работы также будет являться изучение общих понятий Конституции, структуры, основных её черт и особенностей.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть понятие и сущность Конституции;
- раскрыть юридические свойства и функции Конституции РФ;
- изучить вопрос правовой охраны Конституции РФ;
- исследовать толкование Конституции РФ;
- проанализировать правовой механизм действия Конституции РФ. Реализация Конституции РФ.
Объектом курсовой работы являются складывающиеся общественные отношения в процессе изучения Конституции Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является Конституция Российской Федерации.
Для написания курсовой работы использована учебная и периодическая литература.
Конституция РФ является народной, а не октроированной (т.е. дарованной), так как была принята всенародным голосованием на референдуме. Основной закон России отражает интересы многонационального народа РФ, соответствует фактически существующим отношениям и содержит правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего правового регулирования. Все другие источники права исходят из конституционных норм, детализируют и разъясняют их положения.
В переводе с латыни термин «конституция» («constitutio») переводится как «устанавливать, либо учреждать». Однако необходимо отметить, что происхождение данного термина научно не установлено. В современной науке государственного права делается предположение о том, что данный термин происходит от названия актов римских императоров. Первоначально по отношению к конституции применялся термин «Основной закон» государства. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что конституция есть важнейший институт демократии. В настоящее время в государственном (конститу ционном) праве под конституцией принято понимать Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, прямым действием для применения, который выражает консолидированную волю населения страны в целом (либо интересы определённых социальных групп), определяющий конституционно-правовой статус личности, основы государственного строя, а также систему и структуру высших органов государственной власти в РФ[1].
В науке конституционного права термин «конституция» употребляется в нескольких значениях. Под «фактической конституцией», принято понимать существующие в реальной жизни (т.е. применяющиеся на практике) основы общественно-политического строя, характеризующие общий правовой статус личности в том или ином государстве. С точки зрения формального (т.е. юридического) подхода, под Конституцией принято понимать кодифицированный нормативный правовой акт (т.е. закон) или несколько законов (не кодифицированная конституция, в основном характерная для стран англосаксонской правовой семьи), обладающий высшей юридической силой, который имеет особую процедуру принятия, внесения в него поправок и изменения. Данный нормативный акт осуществляет правовое регулирование основ социально-экономического строя, политической системы, определение конституционно-правового статуса личности, особенности федеративного устройства РФ, её формы правления и характеристики политического режима государства.
В ряде зарубежных государств в качестве синонима термина «фактическая конституция» применяется термин «социальная конституция», а вместо термина «юридическая конституция» используется понятие «формальная конституция». Так, например, в Северной Америке под «живой конституцией» понимают толкование Верховным судом статей Конституции США за более чем двухсотлетний период ее существования, с учётом новых жизненных реалий[2].
Термин «конституция» в действующем Основном законе РФ в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Исследование различных интерпретаций данного термина позволяет определить его смысловую нагрузку[3]. Конституция России способствует стабилизации государственного строя РФ, путем закрепления его основ в первой главе Основного закона, обладающей особой защитой и не подлежащей для внесения в неё поправок. Во второй главе Основного закона РФ, также являющейся «сверхжёсткой», установлены границы полномочий высших органов государственной власти, посредством закрепления прав человека и гражданина, и корреспондирующих им обязанностей, призванных определить меру возможного и дозволенного поведения личности, её взаимодействие с органами государства.
Сущность Конституции по-разному характеризуется представителями юридических школ, которые зачастую придерживаются полярных точек зрения. Представители концепции естественного права рассматривают конституцию в качестве своеобразного общественного договора. Сторонники нор- мативистской концепции - как основную норму, обладающую высшей силой. Институционалисты придают Основному закону комбинированный статус как государства, так и корпоративной организации общества в целом. Диалектическая концепция предлагает свою трактовку конституции - продукта борьбы антагонистических классов и придания её результатам юридической силы[4]. Рассмотрим более детально, в чем состоит неоднозначность определения сущности конституции.
В соответствии с концепцией трактовки сущности конституции в качестве общественного договора предусматривается, что члены общества заключили договор, нашедший своё отражение в конституции, устанавливающей социально-экономические основы и политическую систему данного общества. В соответствии с данной концепцией Основной закон есть выражение суверенной консолидированной воли народа. С точки зрения теологической концепции сущность конституции выражена в воплощении божественной воли, содержащейся в различных религиозных текстах, данных человеческому обществу для того, чтобы воплотить на практике идеи высшей справедливости. Сторонники школы «естественного права» подчёркивают, что обычаи и традиции, сложившиеся в обществе, благодаря многовековому опыту и повторению последующими поколениями, сформировали сущность конституции.
Существуют и другие подходы к сущности конституции. Так, например, в государственном праве преобладают два подхода: классово-политический и рационалистический. С точки зрения классово-политического подхода, конституция выражает соотношение сил в социуме, разделённом на классы. По мнению известного социалиста XIX в. Ф. Лассаля, «Конституция выступает реальным соотношением общественных сил государства»[5]. . Сложно не согласиться с тем, что в обществе присутствуют различные антагонистические социальные страты, классы или группы, которые вступают в противоборство друг с другом. Данная борьба может обостряться в связи с принятием или одобрением конституции, о чем можно судить как по отечественному историческому прошлому и настоящему, так и зарубежному опыту. На взгляд основоположников рационалистического подхода, конституция выполняет, прежде всего, роль нормативного документа, регулирующего различные виды общественных отношений, представляющих интерес для государства, а также закрепляющего правовой статус личности и государственной организации общества. Сторонники данного подхода акцентируют внимание на том, что конституция выступает в качестве Основного закона страны, обладающего высшей юридической силой и прямым действием для применения.
Полагаем, что при определении сущности конституции необходимо брать во внимание оба подхода. Так как неоспоримым фактом выступает то обстоятельство, что борьба различных противоборствующих социальных групп за власть выступает в качестве одного из базовых факторов, влияющих на появление новой конституции. Данный антагонизм можно назвать как «классовой борьбой», так и «борьбой различных социальных сил», в зависимости от идеологических предпочтений исследователя. Однако неоспоримым выступает тот факт, что без вооруженного восстания или насильственных действий, то есть без борьбы различных идеологий, не могут обойтись даже стабильные и структурированные общества. Данная борьба может не только выступать в качестве борьбы социально имущих и неимущих классов, но это может быть противоборство граждан государства, принадлежащих к одному слою, по-разному видящих будущее государства и общества. Зачастую в обществе отсутствует ярко выраженное противостояние, а новый Основной закон необходим для перехода социума к новому этапу своего развития.
Конституция занимает особое место в политической системе страны, так как регулирует сложившиеся или складывающиеся общественные отношения, получающие формально-юридическое закрепление в Основном законе государства. Таким образом, конституция закрепляет общественно-политические основы жизнедеятельности граждан государства, становится обязательной для исполнения как для граждан, поддержавших принятие Основного закона, так и для тех, кто выступал против её принятия. На основании конституции создаются и начинают функционировать органы государственной власти, принимаются нормативные акты (федеральные конституционные законы), детализирующие и развивающие конституцию, характеризующие сложившийся в государстве политический режим[6].
Основной закон РФ по своей сущности является выражением воли многонационального народа РФ, который выражает свою волю через выборы и референдумы (формы «прямой демократии»), а также через выборные органы государственной власти и местного самоуправления (представительская демократия). Гражданам государства предоставляется право свободно выражать и отстаивать своё мнение и взгляды, гарантируется идеологическое и политическое многообразие. Структура и содержание Конституции РФ соответствует традиционным конституциям современных передовых правовых и демократических государств, она призвана обеспечить координацию деятельности трёх ветвей государственной власти в государстве, установить приоритеты развития общества и государства, исходя из специфики сформировавшихся политико-правовых реалий и традиций.
Действующая Российская Конституция от 12 декабря 1993 г. утверждает общедемократические начала, предоставляет гражданам государства равные личные, политические, социально-экономические, культурные права и свободы, а также защиту данных прав и свобод как согласным, так и несогласным с Основным законом гражданам.
Конституция играет огромную роль в жизни любого государства и общества, занимает центральное место в правовой системе государства, что, в свою очередь, обусловливает необходимость изучения её структуры, сущности и функций, в том числе и Конституции РФ, как самостоятельного объекта научного исследования. Основные черты Конституции как политико-правового документа характеризуют её связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция раскрывает и закрепляет самое главное в общественных отношениях, используя при этом минимальное количества норм. Она чётко и ясно отражает суть общественных отношений, даёт направление и определяет принципиальное содержание их последующей регламентации.
В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретает анализ основных черт и юридических свойств Конституции Российской Федерации 1993 г., определение её сущности в целях повышения юридической грамотности населения и её главенствующей роли в системе источников права России. Об актуальности выбранной темы свидетельствует ряд фактов по внесению поправок в 4 и 5 главы Основного закона, касающихся порядка образования и сроков полномочий таких институтов государственной власти, как: Президент РФ, Совет Федерации Федерального собрания РФ, Государственная дума Федерального собрания РФ, которые влияют не только на конфигурацию расстановки органов государственной власти, но и на развитие основ конституционного строя, которые оказывают непосредственное влияние на сущность Основного закона страны[7]. Нельзя обойти вниманием и изменения, произошедшие в ст. 65 Конституции РФ. Эти изменения касаются субъектного состава Российской Федерации, которые приводят к сокращению субъектов РФ из-за их слияния (в настоящее время в состав РФ входит 83 субъекта РФ), что свидетельствует о тенденции централизации государственной власти.
Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 года.
Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (статья 82).
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ.
Исходя из вышесказанного, необходимо охарактеризовать и проанализировать базовые функции конституции. Так, функции Основного закона характеризуют его назначение в политической сфере жизнедеятельности граждан, в осуществлении целей и задач, стоящих перед государством. Независимо от вида социальной системы, любой конституции присущи такие функции, как: юридическая, идеологическая, учредительная, организаторская и внешнеполитическая[9]. Появление и развитие учредительной функции конституции связывают с коренными преобразованиями в общественной жизни, которые выступают государственно-правовой основой его функционирования на последующих исторических этапах. Данная функция может проявляться как в отношении к политической системе общества, так и в отношении отдельно взятых государственных органов, государственных организаций и учреждений.
Организаторская функция конституции констатирует и юридически закрепляет уже достигнутые результаты, но и ставит перед обществом и государством новые задачи, активизирует политическое участие граждан, направляет различные органы государственной власти, политические партии и общественно-политические объединения и организации, граждан государства на социально активное правомерное поведение, направленное на соблюдение предписаний, содержащихся в конституции и иных законах. Появление нового Основного закона выступает в качестве не только стабилизирующего фактора, но и в качестве мобилизующего значения для органов государственной власти и различных институтов гражданского общества. Необходимо учитывать и тот факт, что конституция выступает как документ прямого действия для применения и использования, что нашло подтверждение в самом тексте Основного закона. Большинство общественных отношений возникают, изменяются и прекращаются, непосредственно опираясь на положения, содержащиеся в конституции, что также свидетельствует о её организаторской функции.
Содержание внешнеполитической функции Основного закона характеризуется направленностью не только к внутренней жизни страны, но и тем, что конституция выступает фундаментом деятельности государства на международной арене. Содержание юридической функции конституции можно определить в том, что она:
- служит стимулом для развития законодательства и принятия новых нормативных юридических актов, воплощающих и реализующих на практике общие положения и отдельные статьи Основного закона.
Конституция РФ, равно как и конституции других демократических и правовых государств, выполняет все вышеперечисленные функции. Очень важным проявлением сущности Конституции Российской Федерации является закрепление конституционных гарантий прав и свобод и конституционных гарантий правосудия (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Гарантии прав и свобод человека и гражданина обеспечиваются механизмом государства, всеми органами государственной власти и государственными организациями. Государство предусматривает не только обеспечение и защиту прав и свобод, но и предусматривает для граждан возможность самозащиты своих прав и свобод способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому предоставляется право на судебную защиту своих прав и свобод, а также право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Нарушение прав и свобод человека и гражданина сопровождается причинением вреда его жизни и здоровью. В этом случае конституционные гарантии состоят не только в восстановлении нарушенных или оспариваемых прав, но и в возмещении причиненного личности как материального, так и морального вреда. Право граждан на возмещение вреда государством в случае, если вред был причинен незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти либо должностными лицами, закреплён в ст. 53 Конституции РФ. Конституция РФ придает человеку уверенность в устойчивости своих прав и свобод, так как законодательные органы государства лишены права принимать закон, отменяющий или умаляющий эти права и свободы (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ).
В нескольких статьях Конституция РФ закрепляет общепризнанные мировым сообществом гарантии, характеризующие принципы демократического правосудия, которые легли в основу уголовно-процессуального законодательства,
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!