Развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности, поэтому значение руководства на предприятиях является сегодня актуальным вопросом. Умение руководителя создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и управленческие методы, проявить свои лидерские способности, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля руководства и влияет на эффективность и результативность организации. Руководитель должен к каждому человеку найти подход, создать благоприятные условия для эффективного производства, мотивировать работников к деятельности, быть лидером.
Начиная с 30-х гг. ХХ века, в менеджменте и социальной психологии ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен большой эмпирический материал, построено много теоретических моделей, которые различают на разной основе стили руководства. В своих трудах Р. Блейк, Д. Моутон, М. Вудкок, Д. Френсис, К. Левин, А. Томпсон, Р. Фатхтудинова, А. Омаров, А. Евдокимов и др. раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.
Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в зарубежных изданиях не существует дифференциации понятий «стиля лидерства» и «стиля руководства», стиль и метод руководства существуют в определенном единстве, не выделены характерные черты стиля руководства.
Объект исследования – стили лидерства в компании ООО ПКФ «НОВХОЛ».
Предмет исследования – лидерство и авторитет в организации.
Цель работы – предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности компании на основе применения управленческой решетки Блейка – Моутона.
В соответствии с указанной целью необходимо решить ряд задач:
- провести обоснование необходимости изучения и применения основных подходов к теориям лидерства и их эффективности в деятельности современных предприятий;
- провести анализ современного состояния развития лидерского потенциала сотрудников ООО ПКФ «НОВХОЛ» ;
- показать роль и значение анализа и экспертной оценки развития лидерских качеств сотрудников организации;
- разработать программу совершенствования и формирования лидерского потенциала персонала компании «НОВХОЛ» .
Методологическую и теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных авторов в области маркетинга, менеджмента в туризме, экономического анализа, финансового менеджмента и др.
1. Теоретические основы изучения Стилей руководства и лидерства
1.1. Роль руководителя в деятельности предприятия
Во всем мире управленцев называют менеджерами (от англ. manage — управлять). Термин «управление» первоначально означал умение объезжать лощадей и править ими, затем — умение управлять войсками» [6, с. 146].
Задачи, стоящие перед любой организацией, чаще всего являются столь важными и сложными, что их решение требует максимальных усилий, высокой степени инициативы и активности каждого работника, и в особенности управленца.
Содержание труда руководителя определяется тем, «что он, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляет руководство, планирует, организует и направляет деятельность организации на достижение поставленных целей. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений» [16, с. 178].
В обобщенном виде понятие «руководство» может быть сведено к трем аспектам:
принятие решений относительно того, что нужно сделать;
налаживание сотрудничества между работниками;
обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей организации» [9, с. 452].
Достижение целей организации — «главная обязанность руководителя. Он должен стремиться к постоянной адаптации организации к требованиям внешней среды. Сегодня актуальным является стратегическое руководство, для которого руководителю необходим широкий кругозор, позволяющий выработать программу оптимизации входящей в сферу его компетенции. Итак, содержанием деятельности руководителя являются целенаправленные действия по обеспечению взаимосвязанных функций планирования, организации, распорядительства, мотивации и контроля за процессом и результатами работы организации» [12, с. 52].
Руководитель «выполняет следующие функции:
планирование — это начальный процесс управления; руководитель должен решить, что, как, когда и кем будет выполнено;
правильная организация выполнения плана — подбор и расстановка кадров, готовка производства, т.е. создание условий, необходимых для выполнения основных задач компании;
распорядительство — непрерывное направление действий и координация действий подчиненных на выполнение плана, обеспечение и регулирование постоянного взаимодействия с подчиненными и между подчиненными;
мотивация труда — одна из наиболее сложных функций; это регулирование побудительных стимулов сотрудника, при котором он, удовлетворяя собственные интересы, работает во имя достижения целей организации, коллектива;
учет и контроль — соизмерение фактических результатов с запланированными» [3. с. 246].
Знание этих пяти функций и их правильное применение — залог успешного руководства.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров:
- Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента
- Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации
- Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе
- Владение искусством управления человеческими ресурсами
- Владение искусством налаживания внешних связей
- Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения
1.2. Стили управления: понятие, факторы формирования. Классификация стилей руководства
Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») «образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский — «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden», что значит «путешествовать», «идти». Будучи мореплавателями, англосаксы использовали это название и для обозначения курса судна в море. Таким образом, лидерами назывались люди (или суда), которые показывали путь» [8, с. 11].
Под лидером следует понимать человека, обеспечивающего интеграцию групповой деятельности, объединяющего и направляющего действия всего коллектива.
Организация, возглавляемая лидером и состоящая из множества самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь становится весьма определенной: обеспечить существование таких связей в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочения системы.
Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства.
Основой лидерства «является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения “лидер последователи”. Лидерский тип отношений “начальник — подчиненный”, появился и оформился в период первой промышленной революции» [13, с. 145].
Понятие лидерства фактически стали изучать только в XX в., и соответствующие теории разделились на четыре группы, причем каждая теория внесла свой вклад в общую сокровищницу знаний о предмете путем постановки вопросов, которые другие теории развивали или опровергали.
Теория врожденных черт.
Этот подход к теории лидерства был популярен вплоть до 40-х гг. XX в. «Его основная мысль проста: лидерами рождаются, а не становятся. В 30-е гг. были предприняты исследования с целью определения черт прирожденных лидеров. Исследователи считали, что если они изучат характер ряда людей, которые находятся на высших постах в промышленности, торговле и вооруженных силах, определят, что у них общего, то получат черты “прирожденного лидера» [16, с. 189].
К счастью, исследования, призванные подтвердить эту порочную идею, сразу же потерпели неудачу. Единственным общим свойством, выявленным у этих лидеров, был их высокий рост! Кроме того, выяснилось, что они лучше питаются, поскольку богаты, однако не обладают исключительными способностями к лидерству. В то же время достаточно было вспомнить прошлое, чтобы обнаружить ряд невысоких лидеров, что опровергает эту теорию.
Поведенческие теории.
Эти теории возникли в 40-х гг. XX в. и были популярны до б0-х гг. «Положения этих теорий со временем подтвердились, хотя и были уточнены. В короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях, что достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений» [17, с. 96].
Во-первых, «проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удержать свою власть. В-третьих, уход лидера расстраивает организацию на неопределенное время, что приводит к снижению эффективности» [7, с. 96].
Понятие лидерства фактически стали изучать только в XX в., и соответствующие теории разделились на четыре группы, причем каждая теория внесла свой вклад в общую сокровищницу знаний о предмете путем постановки вопросов, которые другие теории развивали или опровергали.
Теория врожденных черт.
Этот подход к теории лидерства был популярен вплоть до 40-х гг. XX в. Его основная мысль проста: лидерами рождаются, а не становятся. В 30-е гг. были предприняты исследования с целью определения черт прирожденных лидеров. Исследователи считали, что если они изучат характер ряда людей, которые находятся на высших постах в промышленности, торговле и вооруженных силах, определят, что у них общего, то получат черты “прирожденного лидера”.
Поведенческие теории.
Эти теории возникли в 40-х гг. XX в. и были популярны до б0-х гг. Положения этих теорий со временем подтвердились, хотя и были уточнены.
Важнейшая идея «заключается в том, что руководству можно обучить и, руководя людьми, следует придерживаться правильного поведения. Как это ни парадоксально, толчок этим теориям дало неожиданное вступление США во Вторую мировую войну» [12, с. 196]?
Ситуационные теории.
Эти теории, «будучи продолжением поведенческих теорий, возникли в 60-е гг. XX в. В основе этих теорий лежит одно принципиальное убеждение: “Не существует единственного наилучшего способа руководства”. Наиболее точно это определили П. Херси и К. Бланшард» [4, с. 86].
Идея, лежащая в основе теории «ситуационного лидерства, проста, но основательна. Она гласит, что действенных результатов руководитель добивается тогда, когда он адаптирует свое поведение к ситуации и соответственно ориентирует своих сотрудников» [17, с. 86].