Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации в сфере торговых услуг.
1.1. Понятие «конкурентоспособность».
1.2. Подходы к оценке конкурентоспособности организации.
1.3. Методы разработки стратегии повышения конкурентоспособности организации в сфере торговых услуг.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности «-».
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации.
2.2. Анализ конкурентной среды организации и исследование спроса потребителей услуг
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации на примере «-».
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Цель исследования - осуществить конкурентный анализ и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации на примере «-». Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить понятие «конкурентоспособность» и подходы к оценке конкурентоспособности организации.
- Рассмотреть методы разработки стратегии повышения конкурентоспособности организации в сфере торговых услуг.
- Дать организационно-экономическую характеристику «-».
- Провести оценку конкурентоспособности «-».
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности организации на примере «-».
Методы исследования. При осуществлении исследования использовались методы анализа, синтеза, аналогии, экспертных оценок, статистики, наблюдения и другие.
Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.
Законодательная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей».
В выпускной квалификационной работе также использованы документы предприятия: годовые отчеты за 2017-2019 гг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты позволяют полно и доступно сформулировать основные положения конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятия, а также определить и представить их конкретное воплощение в практической деятельности исследуемого предприятия - «-». Предложения автора могут быть использованы для оптимизации имеющейся ситуации с достигнутым уровнем конкурентоспособности продукции на любом действующем предприятии.
Структура выпускной квалификационной работы имеет следующую схему: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы и рисунки.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности организации в сфере торговых услуг
1.1. Понятие «конкурентоспособность»
Конкурентоспособность - способность субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях соперничества [4, с. 115].
Если вглядываться в определение конкурентоспособности, то сразу становится понятно, что это способность быть конкурентным. Быть конкурентным здесь означает быть сильным и значимым в условиях конкуренции.
Рассмотрим основные варианты определения конкурентоспособности организации в современной литературе по данной тематике в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Основные определения конкурентоспособности в трудах разных авторов
Автор
|
Определение
|
Апишев А.А.
|
Способность создавать превосходство над конкурентами, что позволяет достичь поставленных целей
|
Арнаут И.П.
|
Конкуренция между экономическими единицами, заинтересованы в достижении той же цели, когда состояние ограниченных ресурсов
|
Волкова О.И.
|
Владение свойствами, создающими преимущества для субъекта экономическое соревнование
|
Гармашов В.С.
|
Реальная и потенциальная способность компании проектировать, изготовлять и сбывать в тех условиях, в которых ей приходится действовать, товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов
|
Данько Т.П.
|
Относительная характеристика, выражающая степень отличия в развитии данной организации от конкурентов по степени удовлетворения потребностей людей своими товарами
|
М. Портер
|
Способность успешно оперировать на конкретном рынке в этот период времени через выпуск и продажу средства
|
Резник Г.А.
|
Соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качеству, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям его реализация, в том числе таких понятий, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама
|
Титова О.В.
|
Общая мера интереса и доверия к услугам компании фондовый, финансовый и трудовой рынки. Среди основных факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническое оснащение реализованной концепции управления, человеческий капитал, стратегический маркетинг, инновации и инвестиционной политики
|
Фатхутдинов Р.А.
|
Возможность конкурировать с данными на данном рынке конкуренты длительный период времени
|
Царев В.В.
|
Способность данной фирмы применять конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достигнуть конкурентного преимущества
|
Можно заметить, что эти определения различаются в зависимости от позиции, какие области управления является их рассмотрение.
Кроме того, большинство вариантов интерпретации конкурентоспособности относятся к понятию привлекательности товаров, при этом игнорируются другие аспекты конкурентоспособности, связанные с другими доходами (финансовая сторона) и влиянием общей эффективности организации, независимо от прямого производства продукции (или услуг) [9, С. 109].
Гораздо более интересным в данной работе является определение Д.В.Арнаутовой, раскрывающее сущность конкурентоспособности как совокупности конкурентного потенциала, состоящей из различных элементов, что подразумевает ее достижение за счет совершенствования процессов управления применительно к каждому компоненту конкурентоспособности, в результате чего формируются конкурентные преимущества, то есть те факторы, которые позволяют предприятию успешно выдерживать условия конкуренции [9, с. 88]. В то же время, В. А. Быков указывает на относительность этого понятия и его зависимость от степени конкурентоспособности, как от внутренних факторов, так и от имиджа организации в различных аспектах коммерческой деятельности [12, с. 66]. Поэтому эти два определения являются основой для дальнейшего рассмотрения содержания управления конкурентоспособностью.
Понятие конкурентоспособности закономерно помещается в рамки поведенческого подхода к пониманию конкуренции - в ситуации, когда рассматриваются и оцениваются способности игроков участвовать в соперничестве.
Конкуренция является одним из значимых признаков рыночных отношений, это форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Виды конкуренции представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Виды конкуренции
Наиболее значимыми условиями, необходимым для появления конкуренции являются [18, с. 41]:
– экономическая самостоятельность и обособленность каждого предприятия-производителя товаров;
– прямая зависимость предприятия-производителя товаров от конъюнктуры рынка;
– противостояние другим предприятиям-производителям в борьбе за потребителя.
Понимание конкурентоспособности не ограничивается рыночными и материально-денежными отношениями. Как уже отмечалось, конкуренция присутствует при приеме на работу или в процессе избрания на какую-то публичную должность. Такая же ситуация с поступлением в университет или с попаданием в спортивную команду. Любое состязание на игровой площадке, в спортивном зале или виртуальном пространстве воспринимается как конкуренция.