ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации
1.2 Полномочия и акты Президента Российской Федерации
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕТСВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗЕДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации по обновленной Конституции Российской Федерации
2.2. «Экстраординарное» прекращение полномочий президента российской федерации: проблемы правовой определенности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Цель курсовой работы - рассмотреть полномочия президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо разрешение следующих задач:
- Изучить правовой статус президента Российской Федерации;
- Рассмотреть полномочия и акты президента Российской Федерации;
- Выявить полномочия президента Российской Федерации по обновленной Конституции Российской Федерации;
- Охарактеризовать «Экстраординарное» прекращение полномочий президента российской федерации: проблемы правовой определенности.
Методологическую основу исследования составляют положения общей теории права. В процессе исследования применяются такие методы: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, догматический, диалектический.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Е.А. Байжанов, М.С. Кусаинова, Я.Л. Ванюшин, Р.Б. Гандалоев, А. Н. Гусев, А.В. Иглин, А.Я. Идрисова, Ю.В. Казанкова и другие.
Нормативная основа исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иным нормативными правовыми актами.
Структура работы обусловлена задачами исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой статус Президента Российской Федерации
Одной из особенностей института Президентства является порядок, в котором лицо избирается на указанную должность. Согласно Конституции, Президент Российской Федерации избирается на шесть лет после проведения тайного голосования, основанного на всеобщем прямом и равном избирательном праве. Кандидаты на должность могут как выдвигаться политическими партиями, так и участвовать в порядке самовыдвижения.
Они должны соответствовать ряду предусмотренных законодательством требований: являться гражданами Российской Федерации, достигнуть 35 лет, постоянно проживать в стране не менее 25 лет и не обладать зарубежным гражданством (даже временно) либо правом на постоянное пребывание в иностранном государстве. Важно отметить, что одно лицо не имеет возможности занимать пост главы государства более двух сроков. До поправок 2020 года в Конституции содержалось существенное уточнение: двух сроков «подряд». Согласно старому положению, лицо, занимающее указанную должность два срока подряд, после краткосрочного перерыва, связанного с досрочным завершением полномочий, могло снова претендовать на пост, что теперь является невозможным. Раскрытие статуса главы государства реализуется в его основных полномочиях и функциях, отличающихся обширностью[1].
При этом глава государства не является частью какой-либо из ветвей власти, стоя над ними, что предопределяет его сильное положение: он может воздействовать на исполнительную, законодательную и судебную власти, в то время как их влияние на Президента минимально.
Еще до поправок 2020 года глава государства Российской Федерации обладал широким кругом полномочий в области исполнительной власти.
Так, Президент, с согласия Госдумы:
- утверждает Председателя Правительства;
- проводит назначение на должность и освобождение от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
- может председательствовать на заседаниях Правительства;
- осуществляет принятие решения об отставке Правительства;
- руководит внешней и внутренней политикой;
- устанавливает структуру и систему федеральных органов исполнительной власти. Подобное положение позволяет ряду исследователей считать Правительство Президента верховным органом исполнительной власти[2].
Однако Президент обладает властными полномочиями и касательно законодательного органа, поскольку он:
- назначает выборы Госдумы;
- проводит роспуск нижней палаты парламента;
- обращается к парламенту с ежегодными посланиями, участвуя таким образом в законотворческой деятельности;
- осуществляет подписание и оглашение федеральных законов; · принимает активное участие на этапе обнародования успешно принятого закона, что указывает на тесную связь института Президентства и парламента;
- обладает законодательной инициативой, не ограничивающейся по предмету ведения;
- обладает правом вето;
- может лично издавать правовые акты, которые имеют общеобязательный характер, в формате распоряжений и указов.
[1] Парин Д.В., Абоян А.А. Поправки к Конституции РФ и изменение роли главы государства // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. С. 58.
[2] Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. М.: Норма: ИНФРА-М, 2020.С. 124.