Структурные изъяны российской экономики, ограниченный инвестиционный потенциал торговых предприятий в сочетании с особым характером политик торговых предприятий в отношении собственного стратегического развития обусловили серьезный кризис на товарном рынке России, который понизил конкурентоспособность российских торговых предприятий на внешнем и внутреннем рынках.
Сегодня большинство крупных российских торговых предприятий - сложные образования, действующие в широком спектре различных видов цен, товаров и целевых покупательских групп. Они подвержены хитросплетениям влияний рынка и конкуренции, которые нелегко распутать. Их внутренние структуры тоже, как правило, не просты, они напоминают матрицу, состоящую из отделений, специализированных по типам товаров, и квазинезависимых функциональных подразделений (бизнес-групп).
В современных условиях вопросы управления предприятием приобретает первостепенное значение, так как именно предприятия с эффективной и продуманной стратегией развития смогут максимизировать свои рыночные усилия и предложить рынку свои услуги и получить за их осуществление максимально возможную цену, позволяющую сполна окупить все затраты, а также существенно повысят эффективность оптово-розничных торговых проектов.
Важность данной тематики в настоящее время подтверждена трудами ряда ведущих российских экономистов, которые во главу высокой эффективности коммерческой и торговой деятельности предприятия ставят, прежде всего, эффективную систему определения стратегических ориентиров в развитии и построение эффективной системы продвижения и сбыта продукции, которая позволит оптимизировать движение товарных потоков, снизит потери финансовых, материальных и трудовых ресурсов, позволит провести сокращение излишней и неэффективной численности персонала, и как следствие придаст компании необходимое движение в сторону повышения прибыльности и эффективности деятельности, а также позволит принимать оперативные управленческие решения по всем аспектам коммерческо-торговой, финансово-экономической и инвестиционной деятельности исследуемой компании. Среди них можно особо выделить Ю. Аванесова, Р. Акоффа, С. Глазьева, В. Гончарова, А. Гребнева, О. Дмитриева, Ю. Ковалькова, В. Кондратьева, В. Кравцову, Б. Мусатова, Л. Никулина, А. Поршнева, 3. Румянцеву, Р. Савкину, А. Семенову, Б. Соловьева, Э. Уткина, Г. Чубакова и ряд других. Отдельные аспекты выбранной темы достаточно широко освещены в академических учебниках и периодических изданиях.
Предметом исследования является процесс управления развитием предприятия и возникающие в ходе его осуществления организационно-экономические отношения между участниками хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является ООО «Русский свет» в г. Воронеже.
Основной целью данной работы являет изучение основ деятельности предприятии, которая будет функционировать в рамках общефирменной системы управления предприятием, а также разработка стратегии развития исследуемого предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить роль и значение организации в современном мире;
- провести анализ эффективности управления предприятием;
- разработать пути повышения эффективности деятельности предприятия на основе совершенствования управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных исследователей, посвященных вопросам теории и практики управления, как торговыми предприятиями, раскрывающие основную сущность и содержание управления, его принципов и функций.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, типовые сравнения и аналогии, системный подход, экспертная оценка данных и прочие.
Глава 1. Роль и значение организации в современном мире
1.1. Понятие и виды организаций
Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты.
Существуют, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 1) [1]:
Неформальная организация - спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация - организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование - в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации - организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации - организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества [2].
Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
- организационно-правовая форма (ОПФ);
- форма собственности:
- частная;
- государственная;
- муниципальная;
- общественная;
целевое назначение:
- производство продукции;
- выполнение работ;
- оказание услуг;
- широта производственного профиля:
- специализированные;
- диверсифицированные;
- характер сочетания науки и производства;
- научные;
- производственные;
- научно-производственные;
- число стадий производства:
- одностадийные;
- многостадийные;
расположение предприятия:
- на одной территории;
- на одной географической точке;
- на разных географических точках.
Юридическое лицо - это организация, которая:
- имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
- отвечает имуществом по своим обязательствам;
- может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
- может быть истцом и ответчиком в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету.
Коммерческие организации:
- хозяйственные товарищества и общества;
- хозяйственные товарищества;
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
- хозяйственные общества;
- акционерное общество;
- открытое АО;
- закрытое АО;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью.
Производственный кооператив (артель).
Государственные и муниципальные предприятия.
На праве хозяйственного ведения.
На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Некоммерческие организации.
Потребительский кооператив (союз, общество).
Фонды.
Общественные и религиозные организации (объединения).
Учреждения.
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия [5].
Национальное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.
Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.
Смешанные предприятия - предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности [3].
Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Многонациональные предприятия – предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными.
В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике.