Введение
Глава 1. Понятие и характеристика коррупционной преступности
1.1. Понятие и характеристика коррупционной преступности
1.2. Проблемы противодействия коррупции
1.3. Применение ответственности за коррупцию
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности
2.1. Уголовно-правовая характеристика ряда коррупционных преступлений
2.2. Проблемы совершенствования норм законодательства об уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности и практики его применения.
Заключение.
Библиографический список
Цель исследования заключается в обосновании и разработке положений, дополняющих теоретические основы правового изучения коррупционных преступлений, а также предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- Изучить понятие и характеристику систем коррупционной преступности по законодательству РФ;
- Проанализировать уголовно-правовую характеристику коррупционной преступности в сфере экономике;
- Проанализировать уголовно-правовую характеристику коррупционной преступности в сфере государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного управления;
- Проанализировать уголовно-правовую характеристику иных коррупционной преступности;
- Выявить проблемы совершенствования норм законодательства об уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности и упорядочения практики его применения.
Методология и методы исследования основаны на диалектическом подходе к изучению социальных процессов и явлений. При проведении исследования применялись следующие методы: анализ и синтез (при разработке понятийного аппарата исследования); сравнительный (при изучении международных, зарубежных и российских нормативных правовых актов); формально-юридический (при анализе правовых источников, систематизации нормативных материалов).
Теоретической основой исследования выступают фундаментальные труды в области общей теории права, конституционного права, положения отечественной уголовно-процессуальной доктрины, уголовного, гражданского, гражданско-процессуального права, концептуальные положения философии и социологии права.
В работе широко использованы монографические и диссертационные исследования, научные статьи по вопросам, относящимся к предмету исследования.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, иные федеральные законы, подзаконные межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, а также международные конвенции, договоры, соглашения по предмету исследования, членами которых является Российская Федерация.
Эмпирическую основу исследования составили официальные данные МВД России, других государственных ведомств.
Научная новизна работы состоит в получении новых знаний о теоретических, правовых и организационных аспектах о преступлениях коррупционной направленности и конкретизируется в следующих положениях, выносимых на защиту.
- Выработано новое авторское понятие коррупционных преступлений.
- Определены авторские предложения по предупреждению коррупции в учреждениях УИС, где важнейшим аспектом является проведение серьезной концептуальной модернизации системы поощрений в УИС, превращение ее в мощный инструмент стимулирования сотрудников к добросовестному и не выходящему за рамки правового поля исполнению своих служебных обязанностей.
- Разработана интегрированная методика расследования коррупционных деяний, содержащая взаимосвязанные рекомендации по расследованию должностных и экономических преступлений, объединенных единой целью в виде достижения коррупционного результата.
- Предложены авторские изменения в действующие нормы Уголовного кодекса РФ, а именно исключить из ч. 1 ст. 204.1 УК РФ «значительный размер», посредством чего, под уголовную ответственность будут подпадать преступления на сумму менее 25 тысяч рублей, и привести в соответствие с общими правилами, изложенными в ст. 30, 66 УК РФ, часть 4 ст. 204.1 УК РФ, а также установить условия наступления уголовной ответственности в случае значительного размера коммерческого подкупа в ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.
- Исходя из положений Конвенции ООН против коррупции 2003 года предлагаем дополнить статью 1 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» пунктом 5, изложив понятие незаконного обогащения, а также закрепить в данном Законе положение о необходимости обязательного требования в рамках ежегодных деклараций объяснения с должностных лиц, связанные с установлением источников приобретения активов, имущества, исходя из их реальной (рыночной) стоимости, и предусмотреть механизм привлечения их к юридической ответственности за незаконное обогащение, в том числе уголовной при наличии оснований.
- В целях усиления борьбы с коррупцией предлагаем дополнить УК РФ еще одной статьей, направленной на противодействие коррупции: «Статья… Коррупционная сделка
- Совершение сделки, заведомо причиняющей крупный ущерб государству или государственной организации, –…
- То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) причинившее особо крупный ущерб, - наказывается…
Примечание. Крупным ущербом признается ущерб, превышающий один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным – шесть миллионов рублей».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обобщении полученных результатов для дальнейшего развития и совершенствования уголовного законодательства об ответственности за коррупционные преступления.
В работе уточнены существующие научные взгляды и обоснованы доктринальные положения, касающиеся темы исследования. По результатам исследования автор также предложил и обосновал комплекс изменений и дополнений в действующее законодательство.
Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в диссертации выводы могут быть использованы:
- в дальнейших научных исследованиях коррупционных преступлений;
- для совершенствования законодательства, регулирующего отношения в пределах коррупционных преступлений;
- при подготовке учебно-методических и учебно-практических пособий по уголовному праву в части изучения коррупционных преступлений;
- в процессе преподавания учебных дисциплин в образовательных учреждениях высшего образования: «Уголовное право. Особенная часть», «Противодействие экономической преступности и коррупции».
Структура и объем исследования обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1.1. Понятие и характеристика коррупционной преступности по законодательству РФ
Определение коррупции можно найти в ранних работах политологов, на веб-сайтах международных финансовых институтов и в заявлениях о миссии антикоррупционных организаций. Еще в 1931 году Джозеф Сентурия определил коррупцию для своих коллег-политологов как «злоупотребление государственной властью ради собственной личной выгоды» [10]. Всемирный банк определяет коррупцию как «злоупотребление государственной должностью в личных целях» [5]. Также Transparency International, наиболее известная международная антикоррупционная организация, определяет коррупцию как «злоупотребление вверенной властью в личных целях» [12].
Коррупция существовала и в Советском Союзе, и в государственном аппарате были должности, которые позволяли легко зарабатывать деньги. При строгом правлении Иосифа Сталина коррупция несколько уменьшилась, но затем вернулась и продолжала процветать. Одним из самых известных примеров было Хлопковое дело, также называемое Узбекским делом, которое касалось 18 000 человек, дававших и получавших взятки [11].
В целом было рассмотрено 800 уголовных дел, в результате чего более 4000 человек были отправлены в тюрьму. Это громкое дело о коррупции касалось хлопка, который Советская республика Узбекистан поставляла по всему Советскому Союзу. Оказалось, что поезда, которые, как считалось, перевозили хлопок высочайшего качества, а на самом деле часто были либо пустыми, либо заполненными некачественным продуктом. Узбекские чиновники расплатились с теми, кто должен был получать заказы на хлопок, и взяли деньги Кремля в обмен на фиктивные поставки.
В УК РФ 1996 г. появилась дифференциация уголовной ответственности в рамках борьбы с коррупционными преступлениями исходя из размера полученной взятки [1].
Коррупция не является исконно российским явлением. Это социальное явление было распространено во многих странах и, на каком-то уровне является естественной тенденцией в человеческой природе.
Тем не менее, в России всегда были некоторые уникальные особенности, когда дело касалось коррупции. Наиболее заметной из них является уникальная система «кормления», которая сформировалась еще при самом первом правительстве в нашей стране. И в тот период управление обширными территориями государства являлось крайне тяжелой задачей, так как на территориях, значительно отдаленных от центральных, было физически трудно выплачивать зарплату региональным управленцам, а местному управлению и органам, обеспечивающим правоохранительную деятельность, было проще получать различного рода выгоду за свою поддержку и обеспечение безопасности тех, кто за это мог заплатить. Для данного периода характерно распространение бартера в основе нелегального социально-экономического взаимодействия, чем использование денег для большинства сделок.
Указанная практика, вне зависимости от предпринимаемых руководством нашего государства на протяжении всей его истории мер, глубоко укоренилась в менталитете народа.
1.2. Проблемы противодействия коррупции
По мнению А.А. Ивановой, основными проблемами противодействия коррупции являются [6]:
1) недостаточный уровень освещенности уголовных дел о коррупционным преступлениях;
2) низкий уровень аналитической работы о причинах и факторах современных коррупционных преступлений;
3) неразвитый управленческий инструментарий противодействия коррупции;
4) отсутствие социально-правовой диагностики общественного правосознания и правонастроения;
5) формализм политики противодействия коррупции.
А по мнению О.Е. Агеевой таковыми проблемами можно назвать следующие [2]:
1) недостаточный, по сравнению с реальным размахом данного преступления в обществе, уровень противодействия коррупционным преступлениям;
2) отсутствие согласованного и проработанного по всем направлениям комплекта актов нормативного регулирования в сфере борьбы с коррупцией;