Введение
Глава 1. Основные понятия риск-менеджмента
1.1 Сущность, виды и классификация рисков
1.2 Методы анализа рисков
1.3. Анализ рисков в ритейле
Глава 2. Сущность управления рисками
2.1. Этапы управления рисками
2.2. Способы управления рисками
Глава 3. Совершенствование технологии управления риском
Список используемых источников
На большинстве предприятий для анализа рисков используется однотипный инструментарий - методы, подходы, модели и т.п. Такие подходы чаще всего представляет собой своего рода причинно-следственный анализ наступления рисков и их взаимосвязи. Как представляется, этого сейчас не достаточно: нужны «свежие» алгоритмы для прогнозирования рисков в деятельности предприятий.
Предмет исследования – проблемы управления риском предприятий.
Методы исследования: метод теоретического анализа, экономико-математические методы, статистический метод и методов экспертных оценок.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Основные понятия риск-менеджмента
1.1 Сущность, виды и классификация рисков
Исходя из предмета исследования - риски компании - логично охарактеризовать сущность рисков в предпринимательской сфере.
Вопрос рисков в предпринимательской сфере, специфика их взаимоотношений представляет собой один из ключевых вопросов в таких областях, как бизнес-процессы, менеджмент и финансы. При рассмотрении предпринимательских рисков, как экономической категории, можно сказать, что эти риски представляют собой наличие вероятности определенного негативного события. При таком подходе предпринимательские риски представляют собой возможность того, что реальный доход, получаемый при совершении той или иной сделки, экономических операций и пр., отклоняется от предполагаемых или прогнозируемых показателей. Такую дефиницию понятия предпринимательских рисков содержат практически все труды, рассматривающие практические и теоретические вопросы торгового функционирования организации[1].
В научных источниках содержатся следующие дефиниции рассматриваемого понятия.
Предпринимательские риски представляют собой возможность появления убытка либо недополучения прибыли в сравнении с ожидаемым направлением торгового функционирования организации[2]. Риск представляет собой возможность или угрозу утраты предприятием или самим предпринимателем некоторых своих средств, недополучения прибыли либо возникновения факультативных, непредвиденных затрат[3].
Под предпринимательским риском подразумевается вероятность того, что параметры экономического состояния предприятия не будут соответствовать предполагаемым, или альтернативным, показателям. Принимая во внимание тему нашего исследования, мы наиболее пристально будем рассматривать все вероятные положительные или отрицательные последствия принятия предпринимательского риска и средствах сведения их к нулю. На этом основании предпринимательский риск мы будем рассматривать как вероятность случайного появления убытков, измеряемых в финансовом выражении, вследствие экономического функционирования организации.
Риски могут нести самые разные субъекты – индивидуальные предприниматели, предприятия и компании, кредитные и страховые организации и пр. Здесь следует подчеркнуть, что в научных экономических источниках, рассматривающих вопросы управления предпринимательским риском, отсутствует единая позиция по поводу группировки этих рисков. В совокупности можно насчитать свыше сорока разных оснований для группировки рисков и около 220 их разновидностей[4].
Приведем общую классификацию предпринимательских рисков. Согласно данной классификации, они могут быть разделены на несколько категорий: а) деловые; б) финансовые и кредитные; в) риски наступления случайных событий.
Деловой риск – это наличие неопределенности предстоящих результатов экономического функционирования организации, обусловленной бизнес-средой и принятием стратегических решений. К примеру, деловые риски могут возникнуть как следствие принятия управленческих решений, маркетинговой тактики, деятельности конкурирующих фирм либо неустойчивой клиентской сети. Как правило, этот вид рисков представляет собой следствие долгосрочных управленческих решений и предприятия принимают их как данность.
Под финансовыми рисками следует понимать риски, которые появляются в связи с инвестиционной и экономической деятельностью, в связи с взаимоотношениями между кредитной организацией и непосредственно предпринимателем. Этот вид рисков можно рассматривать как следствие выбора руководством альтернативного решения, цель которого – достичь поставленной цели. Финансовые риски разделяются, как правило, на несколько подвидов. Это, в частности, операционные риски, риски ликвидности, кредитные и рыночные.
В категорию финансовых рисков включаются также риски валютные, которые несут субъекты, участвующие в международно-экономических отношениях. Под классическими валютными рисками понимают угрозу валютных потерь, связанных с меняющимся курсом валют стоимости (займов) по отношению к платежной валюте в промежуток времени между заключением сделки или кредитного договора и внесением выплаты.
Под рыночными рисками подразумевается неопределенный будущий финансовый результат деятельности компании, обусловленный нестабильной рыночной средой. Прямое влияние рыночных рисков выражается, к примеру, в ситуации, когда операционная маржа сокращается в связи с тем, что обесценилась валюта. Отметим, что, в отличие от деловых, этот вид рисков может получить определенную количественную оценку и является управляемым.
[1] Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. - М.: Дашков и К, 2009. С. 12.
[2] Русанов Ю.Ю. Теория и практика риск-менеджмента кредитных организаций России. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 6.
[3] Битков В.П., Насибян С.С. Банковское кредитование: минимизация рисков. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 44.
[4] Лобанов А.А., Чугунов А.В. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - С. 18.