ВВЕДЕНИЕ
1. Типы рыночных структур
1.1 Совершенная конкуренция и её черты
1.2 Несовершенная конкуренция и её черты
2 Монополистическая конкуренция и её характеристики
2.1 Сущность, формы и характерные черты монополистической конкуренции
2.2 Модели монополистической конкуренции
3 СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
3.1 Рыночное равновесие
3.2 Конкурентная фирма в коротком периоде
3.3 Предприятие и рынок в длительном периоде
4 ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
5 ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики является наличие развитой рыночной структуры. Рыночная экономика основывается на конкуренции между продавцами. В основе понятия структура рынка лежит степень влияния отдельного продавца или покупателя на рыночную цену. Рынок имеет сложную структуру, рыночные отношения могут реализовываться на рынках различных типов. Типы рыночных структур различаются по количеству действующих на рынке фирм; по степени однородности или дифференциации продукции; по степени влияния на ценообразование, по степени зависимости объемов производства от других участников рынка, по степени владения рыночной информацией, а также по наличию барьеров для входа или выхода из отрасли.
Выделяют четыре тира рынков: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Последние три типа являются рынками несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция и чистая монополия в современном мире встречаются достаточно редко, но в экономической литературе им уделяют много внимания. Это связано с тем, что рынок совершенной конкуренции и монополизированный рынок являются моделью, с которой сравнивают все другие типы рынков.
Проблемы, которые связаны с развитием различных форм конкуренции, достаточно неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы.
Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний по дисциплине «Экономическая теория» путем изучения сущности, форм и моделей монополистической конкуренции и практическое изучение рынков совершенной конкуренции и чистой монополии.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность монополистической конкуренции;
- определить параметры рыночного равновесия отрасли на рынке совершенной конкуренции;
- проанализировать поведение конкурентной фирмы в условиях конкурентного рынка в коротком периоде;
- проанализировать поведение конкурентной фирмы и отрасли в условиях конкурентного рынка в длительном периоде;
- проанализировать деятельность монополиста.
1 типы рыночных структур
1.1 Совершенная конкуренция и её черты
Совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, когда ни продавцы, ни покупатели не способны оказать влияние на цену товара. Совершенная конкуренция возможна лишь при наличии следующих условий:
- Огромное количество относительно мелких продавцов и покупателей, их свободный вход на рынок и выход из него. Т.е. любой человек может заняться предпринимательством или прекратить его. Сделать это можно по-разному: открыть собственное дело и самостоятельно работать, нанять работников, приобрести акции, государственные облигации, положить деньги в банк и получать проценты, инвестировать средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать ренту.
На рынке совершенной конкуренции могут быть любые формы собственности, кроме государственной. Субъект самостоятельно может выбрать любую из них. На таком рынке отсутствуют все формы дискриминации потребителей. Потребитель, у которого есть деньги, может купить те товары и услуги, которые ему нужны. И купить он их может именно в таких количествах, которые ему необходимы.
- Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов производства в долгосрочном периоде. Если изменяется спрос на продукт в долгосрочном периоде, то это вызывает перераспределение факторов производства из менее рентабельных отраслей в более рентабельные. Когда участники рынка совершенной конкуренции вкладывают свои денежные средства в какой-то актив, то делают они это именно ради получения прибыли. Рассчитывать на прибыль участники рынка могут лишь тогда, когда растут производство и объем продаж. В свою очередь, это возможно лишь тогда, когда привлекаются дополнительные ресурсы, используются более эффективные комбинации ресурсов, применяются более эффективные технологии, используются ранее законсервированные производственные мощности и т. д.
- Наличие у всех участников рынка совершенной конкуренции полной и достоверной информации о рыночных условиях. Полная информация означает выполнение таких требований:
а) покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на готовую продукцию и на факторы производства на всем рынке и действуют в соответствии с этими ценами;
б) нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам, которые при желании могут свободно войти в отрасль и заняться выгодным для них бизнесом.
- Абсолютная однородность товаров, отсутствие монополии по дифференциации продукта. Это означает, что покупатели товаров или факторов производства воспринимают их как совершенные заменители (субституты). При этом продавца выбирают товары исключительно по цене. Если кто-либо из продавцов поднимет цену, то покупатели уйдут от него и купят товар у конкурента.
Товары обязательно должны быть экономически однородными, хотя физически могут быть различными. Если существуют реальные или кажущиеся реальными различия между товарами, то однородность одноименных товаров не будет достигнута. Такие различия, как правило, ставят продавца в привилегированное (монопольное) положение, поэтому повышение им цены не обязательно приведет к потере клиентов.
- Ни один участник на рынке совершенной конкуренции не может оказывать влияния на решения, которые принимаются другими участниками. Так как число рыночных субъектов достаточно велико (исходя из первого признака совершенной конкуренции), вклад каждого продавца в общий объем производства незначителен (так же как и спрос отдельного покупателя). Это означает, что каждый из них в отдельности не может повлиять на цену товара. Рыночную цену они формируют совместными действиями. Если фирма установит цену выше рыночной, то ее товар никто не будет покупать. И наоборот, если фирма станет продавать товар по более низкой цене, чем рыночная, то доход от продаж не будет максимальным, потому что на совершенно конкурентном рынке любой объем выпуска может быть реализован только по равновесной рыночной цене.
- На рынке чистой конкуренции исключены инфляция, безработица, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.
Совершенная конкуренция в реальной жизни не существовала и не существует. Лишь рынки некоторых товаров по своим характеристикам могут отдаленно напоминать структуру совершенной конкуренции. Поэтому этот тип рынка рассматривают скорее как научную модель, анализ которой необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма. Совершенная конкуренция позволяет построить модель идеального функционирования экономики, с которой можно сравнивать и изучать реальные рыночные структуры.
1.2 Несовершенная конкуренция и её черты
Если кто-либо из продавцов или покупателей имеет возможность оказать влияние на цену товара, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. К несовершенной конкуренции относятся три типа рынков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других типов: олигопсония, дуополия, монопсония, билатеральная монополия.
Реальные современные рынки – это практически без исключения рынки несовершенной конкуренции. Такое название данные рынки получили потому, что конкуренция и механизмы саморегуляции действуют на них не в полной мере.
Наиболее распространенными чертами несовершенной конкуренции являются:
1) значительная доля рынка (или обособленного сегмента рынка) у некоторых продавцов;
2) наличие барьеров для проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4) несовершенство рыночной информации.
Каждый из этих факторов в отдельности и в комбинации друг с другом препятствует функционированию данного рынка как рынка совершенной конкуренции. Так, монополистическая конкуренция несовершенна именно из-за неоднородности продуктов, олигополия – из-за значительной доли рынка, которая приходится на отдельных крупных продавцов, монополия – из-за непреодолимых барьеров при вступлении в отрасль.
В табл. 1 представлены основные характеристики рынков несовершенной конкуренции.