Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных управленческих решений.
Основная конечная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть иными (например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов), тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли.
Находясь на пересечении учета информационного обеспечения контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием, он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций;
- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Объект исследования – ОАО «НПО «Стрела».
Предмет исследования – реализация направлений контроллинга.
Цель курсовой работы – направления реализации контроллинга в ОАО «НПО «Стрела».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методические основы развития направлений реализации контроллинга;
- дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- проанализировать динамику и структуру затрат объекта исследования;
- проанализировать финансовые результаты деятельности объекта исследования;
- определить направления применения контроллинга на предприятии.
Теоретической и методологической основой послужили разработки отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти, материалы периодических изданий.
Эмпирической базой работы послужили данные бухгалтерского учета и годовой отчетности ОАО «НПО «Стрела» за 2012-2014 гг.
1. Сущность и особенности контроллинга
В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга (табл. 1).
Эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970–1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур [3, с.123].
Таблица 1 – Основные концепции контроллинга
Ориентация концепции
|
Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции
|
На систему учета
|
Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
|
На управленческую информационную систему
|
Создание общей информационной системы управления (management information system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация потоков
|
На систему управления:
- с акцентом на планирование и контроль
- с акцентом на координацию
|
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия.
Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)
|
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный (табл. 2).
Таблица 2 – Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга
Наименование
|
Стратегический
|
Оперативный
|
Ориентация
|
Внешняя и внутренняя среда предприятия
|
Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
|
Уровень управления
|
Стратегический
|
Тактический и оперативный
|
Цели
|
Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха
|
Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
|
Главные задачи
|
- Участие в установлении количественных и качественных целей предприятия.
- Ответственность за стратегическое планирование.
- Разработка альтернативных стратегий.
- Определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов.
- Определение узких и поиск слабых мест.
- Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями.
- Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений
- Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций)
|
- Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование).
- Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления.
- Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями.
- Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений.
- Анализ влияния отклоненийна выполнение текущих планов.
- Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений
|
Философия контроллинга, определяется опережающей превентивной деятельностью по изучению функционирования организации, ее текущих и перспективных шансов. Реализация этой деятельности основывается на четырех принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования [13, с.145].
Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому необходим анализ внешних и внутренних факторов.
Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.
Если выбранный вариант стратегического плана устраивает, то для разработки системы следящего контроля за достижением стратегических целей необходимо выбрать области контроля: стратегические цели (как качественные, так и количественные); критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов; узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана.
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты–прибыль.
В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей [14, с.86].
Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния. Структура контроллинга схематично представлена на рис. 1.
Итак, основная задача контроллинга – нацеливать систему управления предприятием на достижение поставленных целей. Поэтому контроллинг является сложной конструкцией, объединяющей в себе столь различные элементы, как установление целей, планирование, учет, контроль, анализ, управление информационными потоками и выработка рекомендаций для принятия управленческих решений. Вследствие своей интегрированности контроллинг обеспечивает синтетический, целостный взгляд на деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению и решению встающих перед предприятием проблем.