Введение
Глава 1. Юридическое сопровождение действий, связанных с созданием и прекращением хозяйственной деятельности предприятий.
- Юридическое сопровождение регистрации юридического лица
- Юридическое сопровождение постановки на налоговый учет юридического лица
- Юридическое сопровождение ликвидации и реорганизации юридического лица
Глава 2. Юридическое сопровождение взаимоотношений с персоналом и контрагентами предприятия в его хозяйственной деятельности.
- Юридическое сопровождение кадровых вопросов предприятий
- Юридическое сопровождение договоров с контрагентами в хозяйственной деятельности предприятия
- Претензионно-исковое сопровождение
Заключение
Библиография
Целью работы является изучение деятельности юридических служб организаций в выполнении их функций по сопровождению хозяйственной деятельности предприятий.
Глава 1. Юридическое сопровождение действий, связанных с созданием и прекращением хозяйственной деятельности предприятий
1.1. Юридическое сопровождение регистрации юридического лица
Основным правовым (или юридическим) значением государственной регистрации юридических лиц является обретение юридическим лицом правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что предполагает возможность «иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности»[1]. Остальные значения правового характера проектируются от правоспособности: это могут быть различные правомочия, обязанности юридических лиц, наличие ответственности за неправомерную деятельность и т.д.
Тесно переплетаются с правовыми значениями значения экономические, которые выражаются в: 1) обеспечении возможности получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций - для рыночной экономики одним из основных принципов является открытость сторон договора: не может быть никаких недомолвок, недостоверных сведений и других утаек, относящихся к предмету договора. Только достоверность сведений порождает честные отношения сделки; 2) устойчивости экономического оборота[2] - это производная гарантия от первого значения (допустив честные сделки, экономика будет действовать исключительно в правовом ключе, и угрозы ее кризиса и распада будут маловероятными); 3) способствовании укрепления порядка в рыночных отношениях[3]; 4) охране общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц[4]; 5) получении сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики[5].
Непосредственное отношение к описанным выше значениям имеет порядок государственной регистрации, которая приобретает в нем практическое воплощение. Одним из признаков любого юридического процесса, в том числе и процесса регистрации, является принцип формальной определенности, т.е. выраженности процедуры (порядка, процесса) в соответствующих нормах права. Легальной или легитимной регистрация может быть признана только тогда, когда полностью будет пройдена вся процедура, предусмотренная нормами права[6].
Прежде чем регистрировать предприятие, следует определиться с его правовой формой. Выбор организационно-правовой формы создаваемого юридического лица имеет важное значения для всей его деятельности.
Следует определить условия создания данного юридического лица, роль, которая отводится клиенту в управлении данным юридическим лицом по отношению с другими учредителями (или акционерами), а также цели его создания, вид деятельности и т.п.
Юридическое лицо может преследовать извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не иметь извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Существуют определенные различия в правоотношениях между учредителями при создании коммерческих организаций в форме хозяйственных обществ, наиболее распространенными из которых являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
От выбора организационно-правовой формы будет зависеть «вес» клиента при принятии решения. Если клиент обладает небольшой долей имущественных прав в уставном капитале создаваемого юридического лица, целесообразно создавать не акционерное общество, а общество с ограниченной ответственностью, поскольку п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[7] предусмотрено, что решение общего собрания по некоторым вопросам принимается участниками только единогласно и от клиента будет зависеть окончательное решение, т.к. он, имея даже незначительный процент участия в обществе с ограниченной ответственностью, может блокировать принятие решения общего собрания по установленным вопросам.
Выбор такой организационно-правовой формы, как общество с ограниченной ответственностью, в отличие от акционерного общества, позволяет не осуществлять после государственной регистрации юридического лица последующую регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, а сразу приступить к работе, что в нашем довольно бюрократическом государстве немаловажно.
Однако при организационно-правовой форме в виде акционерного общества облегчается процесс передачи имущественных прав, удостоверенных акциями, между акционерами, а также с третьими лицами, поскольку данная передача также не требует государственной регистрации изменений в учредительных документах, что имеет свои плюсы.
[1] Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33 (Ч. 1). – Ст. 3431.
[2] Гусева Т.А., Дихтяр А.И., Дракина М.Н. Административная ответственность в предпринимательской деятельности. - М., 2003. - С. 5.
[3] Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. - 1997. - № 5. – С. 42.
[4] Спектор Е.И. Развитие административного законодательства о государственной регистрации // Журнал российского права. - 2002. - № 7. – С. 32.
[5] Зыкова И.В. Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц: современное состояние и перспективы развития // Адвокат. - 2004. - № 1. – С. 14.
[6] Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Юрист. – 2005. - № 5. – С. 59.
[7] Федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 7. – Ст. 785.