Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации
1.1. Стратегии организации: понятия, классификация
1.2. Разработка стратегии роста и развития предприятия в условиях рынка
2. Стратегический анализ организации ОАО «ГАЗ» и её среды
2.1 Общая характеристика организации и её сильных и слабых сторон
2.2. Оценка конкурентных сил в отрасли
2.3. Анализ стратегии и направлений развития организации
3. Разработка предложений по формированию стратегий роста и развития ОАО «ГАЗ»
3.1. Формирование миссия и целей ОАО «ГАЗ»
3.2. Разработка общей и функциональной стратегий роста и развития ОАО «ГАЗ»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом использовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы. В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся рыночной ситуации предприятия должны концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что стратегический план развития предприятия является основополагающим планом в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие, а также повышать конкурентоспособность продукции и услуг.
Цели исследования: решение конкретных производственных, экономических и управленческих задач в новых условиях рынка; применение навыков системно-аналитического подхода к оценке и проведению конкурентного анализа, анализа внутренней деятельности предприятия; формирование на основе проведенного анализа системы целей и стратегий.
Задачи исследования:
- провести конкурентный анализ и анализ портфеля заказов Горьковского автомобильного завода,
- сформировать цели и стратегии развития предприятия.
Объект исследования - Стратегический план развития предприятия ОАО «ГАЗ»
Предметом исследования является формирование стратегического плана развития Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) (ОАО «ГАЗ» (Московское представительство) 123022, Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 1).
Практические пособия по управления в организациях, рассмотренные в работах таких авторов, как Д.Д. Вачугова, А. С. Виханського, П.С.Завьялова, С.В. Захарова, М. Каза, В.И. Кноррига, Н.Д. Эриашвили, А.П. Панкрухина и многих других авторов.
Методы исследования, применяемые в работе – анализ литературных источников, методы стратегического анализа, отраслевой и конкурентный анализ.
Работа содержит введение, 3 раздела, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии организации
1.1. Стратегии организации: понятия, классификация
Термин «стратегическое управление» появился в конце 1960х годов для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне [10]. Такое разделение стало необходимым из-за перехода к новой модели управления предприятием в постоянно меняющейся среде. Стало понятно, что практических успехов добиваются предприятия, которые могут определить и концентрировать свои усилия на основных направлениях деятельности, опираются на сформированную систему ценностей организации, эффективно распоряжаются имеющимися ресурсами, имеют гибкую систему организации и управления. Своевременное реагирование на возникающие изменения и достигается посредством стратегического управления.
В литературе имеется множество определений стратегического менеджмента, которые определяют его с акцентом на один или комбинацию 3 аспектов (приложение А). Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений предприятия с его окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям. В стратегическом менеджменте решается два основных момента: формирование стратегии и ее реализация, при этом эти два процесса взаимозависимы: от того, как формируется стратегия предприятия зависит ее реализация и наоборот.
Стержнем управления развитием предприятия выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Существует несколько определений понятия «стратегия». Наиболее характерные:
Стратегия – это [3]:
- процесс принятия решений на высшем уровне организационной иерархии.
- процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.
- заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
В общем виде под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ресурсы. Основными элементами стратегии являются [35]: система целей, включающая видение, миссию, имидж и цели организации; приоритеты (ведущие принципы распределения ресурсов), правила осуществления управленческих действий.
Различают следующие уровни стратегий[3]:
а) Корпоративная стратегия (для предприятия в целом) – это наиболее общий уровень управления, охватывающий всю сферу деятельности предприятия, влияет на общую конкурентную позицию предприятия на рынке, в отрасли и т.п. Такую стратегию еще называют генеральной.
б) Деловая стратегия (для отдельного вида деятельности), или единичная стратегия, - план управления отдельной сферой бизнеса, т.е. генеральная стратегия развития конкретного направления. Для небольших предприятий, занимающихся одним видом бизнеса, эти понятия идентичны. Такая стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых для достижения наилучших показателей эффективности одной конкретной сферы деятельности
в) Функциональная стратегия (для каждого направления отдельной сферы деятельности). Принято различать следующие функциональные стратегии:
товарная стратегия
стратегия ценообразования
стратегия взаимодействия предприятия с рынками производственных ресурсов
стратегия поведения предприятия на рынках денег и ценных бумаг
стратегия снижения трансакционных издержек
стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия
стратегия стимулирования персонала
стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства)
г) Операционная стратегия (для основных структурных единиц) – - стратегия проведения отдельной операции в рамках деятельности предприятия – рекламная акция, закупка материалов и т.п. Таких стратегий на предприятии много, они характеризуются участием нескольких функциональных стратегий и дополняют их.
Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию.
В зависимости от сложности и масштаба бизнеса предприятия формат разработки и размер описания подготовленной стратегии могут существенно варьировать. Например, стратегия развития небольшого предприятия часто вырабатывается в рамках однодневной или двухдневной стратегической сессии. А стратегия крупной корпорации обычно разрабатывается несколько месяцев с активным привлечением стратегических консультантов.
Все подходы к разработке стратегии предприятия сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий - процедура необходимая.