Введение
- Теоретические основы бизнес – планирования и содержания бизнес-плана
1.1. Бизнес-планирование в системе управления организаций
1.2. Сущность бизнес-плана, его внутренние и внешние функции
1.3. Последовательность разработки бизнес-плана
2. Разработка бизнес плана создания филиала туристической фирмы ООО «Natali tours»
2.1. Резюме
2.2. Описание бизнеса
2.3. Анализ рынка
2.4. План маркетинга
2.5. План производства (операционный план)
2.6. Организационный план
2.7. Инвестиционный план
2.8. Финансовый план
2.9. Анализ и оценка рисков
Заключение
Список использованной литературы
В связи с быстрыми изменениями во внешней среде процессы планирования деятельности организации значительно усложняются, и резко возрастает их роль в обеспечении устойчивости и развитии компании. Планирование представляет собой процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям. Именно в процессе планирования формулируются количественно стоящие перед организацией задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы.
Бизнес-планирование необходимо во всех случаях преобразования организации, обновления продукции, выбора и обоснования новой стратегии деятельности, совершения новой крупной сделки, создания нового субъекта бизнеса, освоения новой предпринимательской идеи технического новшества или изменения влияния окружающей среды. Важность бизнес-планирования состоит в том, что в процессе разработки бизнес-плана оцениваются различные стороны инновации с учетом ее производственного, технического, кадрового и финансового потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней и внутренней среды.
Актуальность темы работы определяется тем, что бизнес-план является важнейшим инструментом успешного управления и деятельности фирмы любого сектора экономике. Сектор туризма не является исключением.
Основной целью работы является разработка бизнес-плана туристического предприятия.
Для достижения поставленной цели в рамках работы решены следующие задачи:
- Разработан операционный план, в рамках которого построен прогноз объёма реализации туров на три года, определены ключевые партнёры и объём заработных плат сотрудников;
- Разработан комплекс маркетинговых мероприятий (реклама и PR-деятельность), целью которых является продвижение продуктов компании;
- Разработан организационный план, описывающий организационную структуру компании, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, требования к сотрудникам при их наборе и т.д.;
- Произведена оценка ожидаемых финансовых результатов компании;
- Произведена оценка рисков, с которыми может столкнуться компания в процессе своей деятельности.
- Разработка структуры бизнес-плана является неотъемлемой частью работы по написанию бизнес-плана и носит важный характер.
Объектом исследования выступает туристическая компания «Natali tours» планирует заниматься реализацией и продвижением туров на территории Самары.
Предметом исследования выступает разработка бизнес-плана расширения бизнеса.
В процессе написания бизнес-плана были использованы различные методы, среди которых системный, синергетический метод, экономико-математические и статистические методы.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам разработки стратегии управления предприятиями в рыночной экономике, а также стратегического и бизнес-планирования их деятельности.
Структура работы. Кратко изложить содержание глав работы. Курсовая работа выполнена на 45 страницах, состоит из введения, 9 глав, проиллюстрирована 2 рисунками, и 13 таблицами, содержит список литературы из 30 источников.
1. Теоретические основы бизнес – планирования и содержания бизнес-плана
1.1. Бизнес-планирование в системе управления организаций
Управление организацией представляет собой целенаправленное управление коллективом работников в процессе производственно хозяйственной деятельности. В рыночной экономике компетентность организации и частного предпринимателя в области планирования деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу, разработки и реализации инновационных проектов определяет эффективность функционирования любой организации.
Планирование – это общая функция менеджмента; многими исследователями она выделяется как центральная, поскольку именно планирование устанавливает миссию, цели и программу деятельности организации, создавая поле задач для последующей организации и управления деятельностью. В настоящее время бизнес-план определяет не только основные параметры системы менеджмента, но и является важнейшим инструментом взаимодействия со средой[1].
Понятие «планирование» деятельности организации рассматривается в двух аспектах:
общеэкономическом (с точки зрения общей теории организации и природы экономических отношений);
управленческом (планирование представлено, как одна из функций менеджмента, как умение предвидеть будущее)[2].
Оба аспекта планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности следует из природы организации и определяется общими условиями хозяйствования.
Общеэкономическое понимание планирования проявляется через механизм, который заменяет цены и рынок в рамках рыночной системы. Главными координаторами рынка являются цены, которые определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Организация как участник рынка подчиняется ценовому механизму, но во внутренней среде основные направления деятельности основаны на системе плановых решений.
Управленческое значимость планирования выражается через те задачи, решение которых обеспечивает данная функция:
анализ позиции организации в деловой среде;
оценка результатов деятельности и условий функционирования организации;
определение целей развития организации;
определение необходимых ресурсов для достижения целей с учетом имеющихся ограничений[3].
На основе системы планов, осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. Таким образом, необходимость планирования в экономической организации обусловлено тем, что планирование:
дает возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий;
проясняет возникающие проблемы;
улучшает координацию действий в организации;
увеличивает возможность в обеспечении необходимой информацией;
способствует более рациональному использованию ресурсов.
Планирование представляет собой процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий. Именно в процессе планирования формулируются количественно стоящие перед организацией задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы.
1.2. Сущность бизнес-плана, его внутренние и внешние функции
Планирование, бесспорно, необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Существует несколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют[4].
На первое место в данном случае ставится определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план.
Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий: «товарно-рыночную, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), систему развития потенциала и финансовую систему, которая реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР является ведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных для потребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия. По итогам разработки различных вариантов стратегии уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств. На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегии развития»[5].
В целом можно сделать вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяет различные этапы планирования в качестве основных.
Особую роль в формировании бизнес-плана играют планы маркетинга. Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах реализации проекта, благодаря которым можно рассчитывать на успех предприятия.
Основной целью производственного плана является «предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. В этот раздел необходимо включить такие сведения, как местоположение предприятия, виды требуемых производственных мощностей, необходимые производственные помещения, потребность в основных производственных фондах и рабочей силе»[6].