Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятий спроса и предложения
1.1 Понятие о спросе
1.2 Понятие о предложении
Глава 2. Понятие о рыночном равновесии
2.1 Взаимодействие спроса и предложения
2.2 Государственное воздействие на рыночное равновесие
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы. Сегодня практически любой развитой стране мира свойственна рыночная экономика, при которой вмешательство государства минимально или вовсе отсутствует. Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи – все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Очень часто приходится слышать (видеть), что такие понятия как спрос и величина спроса смешивают, считая их синонимами. Это неправильно – спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия.
Закон спроса и предложения – это закон, выражающий взаимозависимость между количеством товаров и услуг, которые хочет купить или получить потребитель, и объемом товаров и услуг, которые предлагает производитель. Спрос и предложение выполняют следующие функции: поддержание пропорции развития производства. Любые нарушения пропорций производства немедленно проявляются на рынке в отношениях между спросом и предложением. Регулирование рыночных цен. Они регулируют отклонения рыночных цен от стоимости товаров. Отражение общественных отношений, т.е. между предложением и потреблением, продавцом и покупателем, складывающиеся в процессе обмена.
Целью данной работы является изучение основных аспектов спроса и предложения, а также их взаимодействия.
Цель работы предопределила круг задач, которые не обходимо решить для её достижения:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- изучить понятие взаимодействия спроса и предложения;
- проанализировать государственное воздействие на рыночное взаимодействие.
Объектом работы являются понятия спроса и предложения, предметом работы является рассмотрение общих понятий о спросе и предложении и их взаимодействии.
Глава 1. Теоретические аспекты понятий спроса и предложения
1.1 Понятие о спросе
Спрос (англ. «Demand») – платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него. Величина спроса (объем спроса) – количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене. Итак, спрос – это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса – конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.
Различают следующие виды спроса: индивидуальный спрос – отдельного конкретного покупателя; общий (совокупный) спрос – всех покупателей, имеющихся на рынке. Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация). Функция спроса – закон зависимости величины спроса от различных факторов, оказывающих на него влияние. Кривая спроса – графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него. В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора:
QD = f(P) (1.1)
где: QD - величина спроса на данный товар; P – цена на данный товар.
Графическое выражение этой функции (кривая спроса) – прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение:
QD = a+b*P (1.2)
где: QD - величина спроса на данный товар; P – цена на данный товар; a – коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X); b – коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число).
Линейный график спроса выражает обратную зависимость между ценой на товар (P) и количеством покупок данного товара (Q) (см рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Линейный график спроса
Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы.