Введение
- Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании
1.1. Экономическая сущность и функции страны происхождения товаров
1.2.Правовая основа определения страны происхождения товаров в ЕАЭС
- Механизм определения страны происхождения товаров
2.1. Правила определения страны происхождения товаров
2.2. Документы, подтверждающие происхождение товаров и процедуре подтверждения
2.3. Предоставление тарифных преференций на основании заявленной СПТ и таможенный контроль преференциальных товаров
- Совершенствование механизма определения страны происхождения товара
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В связи с возросшим мировым товарооборотом возникает целый комплекс проблем, одной из которых, в контексте создания Таможенного союза, является проблема определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза - ЕАЭС. Правильная идентификация страны происхождения импортируемых товаров необходима для реализации основных мер внешнеторговой политики: тарифного регулирования, антидемпинговых и компенсационных пошлин, количественных ограничений, а также для статистических целей.
В условиях повышения уровня администрирования таможенных платежей и снижения ставок ввозных таможенных пошлин необходимо усилить контроль за законностью применения тарифных преференций, основой которых является правильное определение страны происхождения товаров.
При подтверждении страны происхождения товаров таможенный орган может потребовать документы, подтверждающие страну происхождения товаров, которые могут включать декларацию о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товаров в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС - это декларация страны происхождения товаров изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров при условии, что она содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такого заявления используются коммерческие или любые другие документы, связанные с товаром.
Целью настоящего исследования является анализ юридической литературы и других источников с целью выявления, каков порядок определения страны происхождения товаров, характера, целей и его практического применения в таможенной практике.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Рассмотреть экономическую сущность и функции страны происхождения товаров.
- Исследовать правовую основу определения страны происхождения товаров в ЕАЭС.
- Изучить правила определения страны происхождения товаров.
- Систематизировать документы, подтверждающие происхождение товаров и процедуре подтверждения.
- Исследовать особенности предоставления тарифных преференций на основании заявленной СПТ таможенный контроль преференциальных товаров.
- Исследовать статистику экспортно-импортных отношений России и стран СНГ и проблемы определения происхождения товара.
Предмет исследования – понятие «страна происхождения». Объект исследования – совершенствование механизма определения страны происхождения товара.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
1.Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании
1.1.Экономическая сущность и функции страны происхождения товаров
Страна происхождения товаров является одним из ключевых понятий таможенного права, поскольку непосредственно связана с применением мер тарифного и нетарифного методов регулирования внешней торговли.[1]
Важность определения страны происхождения товаров обусловлена тем, что в настоящее время заключено большое количество преференциальных соглашений, увеличивается количество зон беспошлинной торговли, а также в контексте интеграционных процессов, происходящих в торгово-политических отношениях различных государств. В то же время эффективное применение мер нетарифного регулирования внешнеторгового оборота также в ряде случаев невозможно без указания страны происхождения товара. Немаловажную роль играет и то, что используется определение страны происхождения товара:
- во внешней торговле с третьими странами посредством регулирования таможенного тарифа;
- для статистических целей, как один из основных статистических показателей внешней и взаимной торговли в рамках Таможенного союза при формировании таможенной статистики, поскольку таким образом можно определить страну-партнера при импорте / экспорте товаров;;
- для целей маркировки и маркировки товаров, перемещаемых через таможенную территорию и реализуемых на территории различных государств;;
- для размещения заказов в Российской Федерации на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, поскольку национальный режим распространяется на товары, происходящие из других стран (за исключением установленных запретов и ограничений).
Некоторые исследователи признают влияние влияния страны происхождения на выбор потребителя, в то время как другие отрицают его важность в международном маркетинге при принятии решения о покупке. Итальянские и французские линии одежды массового потребления признаны качественными и элегантными, так что стереотипное восприятие качества продукции компании в этих странах развито как более адекватное по сравнению с продукцией национальных производителей, например, России.
В результате потребители считают, что высокая цена отражает желаемый уровень качества. Когда потребители свободно признают страну происхождения продукта вместе с его брендом, воспринимаемое качество продукта становится более позитивным.[2]
Влияние страны происхождения было отделено от страны производства товаров в связи с глобализацией рынков в распределении производственного процесса в разных странах мира. Потребителю стало трудно идентифицировать страну происхождения товара, производитель особенно часто усложняет этот процесс, поэтому оценка происхождения товара основывается на убеждении самого потребителя.
Преференциальный режим в качестве товаров происхождения может выступать дополнительным препятствием для преференциальной торговли для компании с помощью фрагментированных международных производственных сетей. В то же время этот режим направлен на поддержание конкурентоспособности национальных производители, в том числе страны ЕАЭС, соблюдают при этом основные правила соглашений ВТО.
В то же время идея более активного использования импорта (но из стран, разделяющих базовые принципы многополярности, в том числе стран ЕАЭС) для производства товаров, которые экспортируются, ориентируясь на внутреннее потребление и внутреннее производство, вполне уместна. «В России небольшое количество товарных позиций экспортной продукции имеет сравнительные преимущества «в экспортной корзине», то есть всего 160-170 товаров из 1200 товарных позиций. Для сравнения, в Китае существует более 500 продуктов, а в США - более 400.»
В этом контексте задача диверсификации экспорта и его технико-технологической сложности как важнейшего направления повышения национальной конкурентоспособности российского экспорта заключается в расширении использования интеграционного потенциала стран ЕАЭС, в том числе в решении логистических задач, устранении препятствий во внешнеторговых сделках. В частности, на заседании Высшего совета ЕАЭС (май 2019 года) подчеркивалось, что целесообразно «создать Евразийский совет по промышленности, который будет вырабатывать предложения по созданию совместных предприятий с учетом специализации и разделения труда, сложившегося между государствами ЕАЭС, в том числе по созданию крупной Союзной компании, развитию отрасли, распределению ваших навыков наилучшим образом и развитию новых компетенций».