Введение
- Теоретико-правовые основы исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
1.1. Правовые основы взимания таможенных платежей
1.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в Налоговом кодексе РФ и Таможенном кодексе ЕАЭС
2. Практика исполнения обязанности и сроки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
2.1. Анализ исполнения обязанности и сроки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
2.2. Анализ практики обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
3. Проблемы и пути совершенствования исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей
3.1. Проблемы исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей. 22
3.2. Пути совершенствования исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Таможенные пошлины, налоги и сборы являются одним из главных регуляторов взаимосвязи государства и системы внешнеэкономических связей, также они обеспечивают почти 40% часть доходов государства. Так как Федеральной таможенной службой (далее - ФТС) производится пополнение значительной части доходов бюджета РФ требуется совершенствовать современную систему уплаты таможенных пошлин и налогов, а также своевременный контроль за их поступлением в Федеральный бюджет, необходима разработка мер по устранению уклонения от уплаты таможенных платежей.
Стабильное пополнение доходов федерального бюджета зависит не только от объема внешней торговли, но и от своевременной и полной уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении соответствия таможенному законодательству Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и РФ.
Цель данной работы – провести сравнительный анализ положений Таможенного кодекса ЕАЭС и Налогового кодекса Российской Федерации в части исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть правовые основы взимания таможенных платежей.
- Исследовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в Налоговом кодексе РФ и Таможенном кодексе ЕАЭС.
- Провести анализ исполнения обязанности и сроки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
- Провести анализ практики обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
- Выявить проблемы и пути совершенствования исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей.
Объект исследования - Таможенный кодекс ЕАЭС и Налоговый кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования - исполнение обязанности по уплате таможенных платежей.
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как законодательство ЕАЭС и РФ, интернет-публикации и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретико-правовые основы исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
1.1. Правовые основы взимания таможенных платежей
Законодательство государств-членов ЕАЭС и международные правила были приведены в соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС [1] особенности таможенных отношений в государствах-членах ЕАЭС регулируются национальным законодательством. Статья 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза устанавливает перечень таможенных платежей:
- ввозная таможенная пошлина;
- экспортная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- акцизы (акцизы или акцизы), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию)
- таможенный сбор.
Таможенные налоги, налог на добавленную стоимость и акцизы являются частью федеральных налогов, то есть они также регулируются таможенным и налоговым законодательством. Порядок применения НДС и акцизов по экспортно-импортным операциям установлен главой 21 «добавленная стоимость» и главой 22 «акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации. Применение косвенного налога при осуществлении внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, принцип «страна назначения» товаров, который подлежит применению, в соответствии с которым уплачиваются НДС и акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а нулевая ставка НДС применяется к вывозной таможенной процедуре и освобождение от уплаты акцизов применяются к налогоплательщикам, производящим указанные подакцизные товары [6].
В соответствии с федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»...» в том числе:
- таможенные сборы за мероприятия, связанные с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные процедуры));
- таможенные пошлины за таможенное сопровождение.
Основанием для исчисления уплаты таможенных пошлин является таможенная стоимость, точность исчисления которой определяется исходя из суммы уплаты таможенных пошлин, подлежащих уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности.
Поэтому порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, производимых при пересечении товарами таможенной границы Евразийского экономического союза, является сложным процессом, регламентированным рядом нормативных документов, что требует наличия высококвалифицированных кадров участников внешнеэкономической деятельности. Даже при составлении отчетности по экспортно-импортным операциям нетарифные методы редактирования, такие как лицензирование, сертификация, квоты и другие, включают дополнительные финансовые затраты, которые необходимо учитывать при планировании импортно-экспортных поставок товаров.
1.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в Налоговом кодексе РФ и Таможенном кодексе ЕАЭС
В налоговом законодательстве и инструменты, мотивирующие налогоплательщика к исполнению его обязанности, указаны в статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [2], которая содержит исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и социальных взносов. К ним относятся залоги, гарантии, штрафы, отсрочка банковских счетов и наложение ареста на имущество налогоплательщиков, а также Банковская гарантия.
Необходимо учитывать сходство и различие некоторых способов обеспечения в налоговом и гражданском праве. Как отмечает Ковалева Н.А., «о недвижимом имуществе флаг, поручитель и наказание как средство обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в рамках правового механизма значительно ближе к аналогичным институтам о флагах, браках и штрафах в гражданском праве, призванным побудить должника надлежащим образом исполнять свои обязанности» [14]. На самом деле некоторые из методов, указанных исследователем для обеспечения этих отраслей права, во многом схожи, однако следует отметить, однако, что, помимо инструментов, указанных в пункте 1 статьи 329 ГК РФ [4], участники гражданских правоотношений имеют возможность использовать широкий спектр правовых конструкций по соглашению сторон с договором факторинга, страхования и др.), которые являются безопасностью по своей природе. Это обосновывается тем, что, во-первых, нормы налогового права необходимы, а во-вторых, налоговые правоотношения могут потребовать более детального регулирования со стороны государства, для обеспечения гарантированного и своевременного поступления налогов и взносов социального обеспечения в бюджет соответствующего уровня.