Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной культуры
1.1. Понятие и источники корпоративной культуры
1.2. Основные компоненты и особенности корпоративной культуры
в группе компаний
1.3. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность
Глава 2. Анализ корпоративной культуры группы компаний
Заключение
Список литературы
Приложение
Цель работы – выявить основные характеристики и особенности корпоративной культуры в группе компаний.
Задачи работы:
- Охарактеризовать понятие и источники корпоративной культуры.
- Определить основные компоненты и особенности корпоративной культуры в группе компаний.
- Рассмотреть, как корпоративная культура влияет на организационную эффективность.
- Провести анализ корпоративной культуры в группе компаний
В качестве объекта нашего исследования выбраны группа компаний.
Предметом исследования являются подходы и методология познания корпоративной культуры в группе компаний.
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной культуры
1.1. Понятие и источники корпоративной культуры
Анализ изученной литературы[1] показал, что исследователями понятия корпоративной культуры его сущность сводится к характеристикам комплекса особых, оригинальных внешних и внутренних опознавательных признаков, свойственных только данной организации.
Корпоративную культуру можно определить как интеграция разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность организации[2].
Есть и такое мнение, что корпоративная культура – это совокупность моделей поведения, которые были приобретены компанией при адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые показали свою эффективность и которые разделяет большинство работников этой организации[3].
Проводимые исследования[4], целью которых является изучение жизни организаций, манипулируют обоими понятиями «корпоративная культура» и «организационная культура», практически используя их как синонимы.
Например, А. Кубанейшвили приравнивая организационную культуру к корпоративной, даёт следующее её определение: «Под организационной культурой можно понимать совокупность ценностей, принципов и правил деятельности организации, которые разделяются большинством сотрудников и передаются из поколения в поколение».[5]
Так же на равнозначность организационной и корпоративной культуры указывает С.В. Иванова «Организационная (корпоративная) культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются членам организации через символические средства духовного и материального окружения организации».[6]
Д.М. Шустерман объясняет: «Организационную культуру очень часто путают с корпоративной. Корпоративная культура - это некоторые придуманные правила, которые сотрудники на работе должны выполнять: как одеваться, как приходить вовремя на работу и ещё что-то. Корпоративная культура - это культура, выражающая себя в сложившейся в данной организации системе отношений, которая чаще всего начинается как история некоторого круга лиц, которые начали эту организацию. Это история организации, где были какие-то успехи, ставшие некими правилами этой организации, часто даже неосознанными. В сущности, корпоративная культура, как и всякая культура, не осознаётся, а выражается через те типовые решения, которые люди принимают».[7]
На наш взгляд, определения, отделяющие корпоративную и организационную культуру, являются однобокими и не охватывают понятие корпоративной культуры полностью.
Корпоративная культура, по нашему мнению, есть совокупность определённых установленных правил, принципов и ценностей данной организации, которые обладают стабильностью и поддерживаются сотрудниками организации.