Введение
1. Философско-искусствоведческие аспекты эстетики афроамериканской музыкальной культуры
1.1. Эстетика афроамериканской музыкальной культуры
1.2. Влияние расового и социального компонента на американскую музыку
2. Афроамериканская музыка: зарождение и развитие жанров и направлений
2.1. Американский блюз: зарождение и развитие
2.2. Джаз как классическая музыка XX века
2.3. Американский джаз: стагнация и природа консерватизма
3. Влияние афроамериканской музыки на развитие направлений и стилей современной музыкальной культуры
3.1. Новые модели восприятия в музыке XX века
3.2. Влияние афроамериканской музыки на культуру России
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. История джаза и блюза уверенно перешагнула рубеж столетия. С позиций глобального осмысления музыковедческих и – шире – искусствоведческих проблем следует заметить, что развитие данных стилей продемонстрировало феномен ускоренного трансформационного процесса в искусстве. Джазовая и блюзовая музыка на всем протяжении ее существования, зачастую помимо воли композиторов и исполнителей, встраивалась в принципиально различные социополитические и эстетические поля, что существенным образом влияло на ее последующий теоретико-методологический анализ. Исследования этого направления в музыке «обросли» множеством фигуративных контекстов, предвзятых интерпретаций и штампов.
В Америке периода первой мировой войны развитие афро-американской музыкальной культуры сопровождалось крайне агрессивной «белой» критикой, которая, по сути, была частью сегрегационной машины, ущемлявшей права «черного» населения. Отношение к джазу и блюзу в других странах в столь же сильной степени было зависимо от политического курса властей. Так, представители нацистской пропаганды и исследователи, работавшие в государственном научном аппарате Германии, применяли жесткие расистские метафоры и развивали антиджазовую политику, целью которой была не атака на сам джаз, но попытка ослабить силы, использовавшие эту музыку в качестве средства для антинацистского протеста. В это же время определенные прослойки протестно ориентированного населения, не принимавшего нацистскую идеологию, слушали джаз уже только потому, что эта форма культурной практики порицалась официальным режимом.
Восприятие джазового и блюзового субстрата у музыкантов и поклонников этого жанра, живших в Америке двадцатых годов, в Германии периода гитлеризма, в Советском Союзе и постсоветской России, было фундировано значительным количеством социальных и личностных кодов. Эту музыку характеризовали в самых различных, порой амбивалентных категориях («нонконформизм», «музыкальный мусор», «расовый продукт», «экзистенциализм», «капиталистическое вырождение» и т.п.). Джаз и блюз постоянно травмировался и детерминировался такими смысловыми полями, как: «форма реакции», «пролетарский примитивизм», «протестные содержания». С учетом этого представляется актуальной и своевременной задача прояснить социокультурные характеристики всех без исключения школ и традиций джазового исполнительства.
Объект исследования: афроамериканская музыкальная культура.
Предмет исследования: музыкальные жанры и стили Америки XX в.
Цель исследования: изучить процесс становления и развития музыкального искусства в Америке в ХХ в.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- рассмотреть философско-эстетические, историко-культурологические, социологические, музыкально-искусствоведческие подходы к изучению становления музыкальной афроамериканской культуры;
- определить понятие и основные виды музыкального искусства в структуре художественной культуры;
- обосновать исторические этапы становления и развития музыкальных жанров и стилей;
- изучить развитие джаза, блюза и других музыкальных направлений в Америке;
- проанализировать влияние афроамериканской музыкальной культуры на современное развитие музыкальных жанров.
Методологическая основа. Проведенное исследование носит комплексный междисциплинарный характер, в ходе его реализации использовались методы, обеспечивающие отражение многоаспектной проблемы музыкального искусства в период с начала XX века до сегодняшнего дня. Системный подход позволил исследовать музыкальное искусство как целостное явление, динамично развивающееся в художественной культуре Америки. Данное исследование сочетает исторический, музыкально-аналитический и культурологический подходы. Исторический подход дал возможность последовательно проследить истоки возникновения, развитие и становление афроамериканского музыкального направления. Широко применялся анализ научных публикаций и документов, метод сравнительного анализа.
1. Барбан Е. Черная музыка, белая свобода. – СПб: Композитор, 2007. – 366 с.
2. Бейлис В. Традиция в современных культурах Африки. – М.: Наука, 1986. – 247 с.
3. Бержеро Ф., Мерлин А. История джаза со времен бопа. Пер. с франц. М.Чернавиной. – М.: Астрель, 2003. – 160 с.
4. Верменич Ю. Джаз. История. Стили. Мастера. – СПб: Лань, 2007. – 608 с.
5. Верменич Ю. ...И весь этот джаз. – Воронеж: ИНФА, 2002. – 376 с. С.89-90.
6. Волков К. Брэнфорд Марсалис: из «молодых львов» в вожаки стаи // Полный джаз. – 2009. – №8 Еженедельная сетевая версия журнала [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jazz.ru/mag/425/branford.htm
7. Гленн Миллер: долгая жизнь после смерти // Полный джаз. – 2004. – №7. Еженедельная сетевая версия журнала [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jazz.ru/mag/245/miller.htm
8. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. – M.: Музыка, 1994. – 144 с.
9. История Ритм энд Блюз (R&B) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.idance.ru/show.php?id_a=97
10. Коваленко Современные музыканты: поп, рок, джаз. – М.: КЛАССИК, 2002. – 608 с.
11. Козлов А. Джаз, рок и медные трубы. – М.: Эксмо, 2005. – 768 с.
12. Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. / Пер. с англ. А. Денисова и М. Рудковской. – М.: Радуга, 1987. – 424 с.
13. Коллиер Д.Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. – М.: Радуга, 1984. – 259 с.
14. Конен В. К истории афро-американской музыки // История и современность. Сб. статей. Ред. А.Климовицкий. – Л.: Сов. композитор, 1981. – С.185-196
15. Конен В. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. – М: Советский композитор, 1977. – 447 с.
16. Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор, 1984. – 312 с.
17. Коровкин В. Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму // Полный джаз. – 2001. – №37. Еженедельная сетевая версия журнала [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.jazz.ru/mag/139/jl.htm
18. Коротков С.А. История современной музыки. – Киев: Продюсерский центр LAV-studio ТОО ЦУИ «КИЙ», 1996. – 291 с.
19. Кулль М. Ступени восхождения. – Израиль: Книга-Сэфэр, 2009. – 352 с.
20. Митропольский М. Краткая история джаза для начинающих // Портал «Джаз.Ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jazz.ru/books/history/8.htm
21. Мошков К.В. Блюз: Введение в историю. – СПб: Лань, 2010. – 384 с.
Всего 51 источник литературы