Введение
- Теоретические основы совершения экспортно-импортных операций с боевым оружием
1.1.Боевое оружие как объект таможенных операций
1.2.Правовое регулирование порядка ввоза и вывоза боевого оружия
2.Анализ практики ввоза и вывоза боевого оружия на территорию ЕЭАС
2.1.Экспортно-импортные операции с боевым оружием в ЕАЭС
2.2.Анализ применения мирового опыта регулирования таможенного оборота боевого оружия
- Направления совершенствования ввоза и вывоза боевого оружия
3.1. Проблемы ввоза и вывоза боевого оружия
3.2. Направления совершенствования ввоза и вывоза боевого оружия в ЕАЭС
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение. Разрешительный и запретительный определенный порядок ввоза боевого оружия в ЕАЭС
Актуальность темы исследования. Криминальный рынок боевого огнестрельного и холодного оружия, в мировом масштабе, занимает второе место, уступая криминальному рынку незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по обороту и доходности. Анализируемый рынок не может существовать без контрабанды и незаконного перемещения через границы государств, в том числе и РФ. Легальный экспорт (вывоз) оружия из РФ составляет порядка 21 % от общемирового, экспортные поставки вооружений и боевой техники и военной техники осуществляются в более шестидесяти стран мира. По экспертным оценкам, экспорт (вывоз) черного и серого оружия составляет от 5 до 15% общего экспорта оружия из РФ. Контрабанда и незаконное перемещение оружия вооружения и военной техники рассматривается как угроза экономическим интересам РФ и как угроза стабильности ее военно-политических позиций. В связи с важностью целей экономической и военной безопасности страны, контрабанда и незаконное перемещение оружия вооружения и военной техники рассматривается как одна из основных внутренних угроз и проблем. Однако, даже примерные объемы поставок нелегального оружия не поддаются подсчетам специалистов, остается только догадываться о том, какое количество нелегального оружия проходит через границы различных государств, в том числе и нашего.
Цель данной деятельности – исследовать направления совершенствования порядка ввоза и вывоза боевого огнестрельного и холодного оружия.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить правовое регулирование порядка ввоза и вывоза боевого огнестрельного и холодного оружия.
- Проанализировать экспортно-импортные операции с боевым оружием в ЕАЭС.
- Провести анализ применения мирового опыта регулирования таможенного оборота боевого огнестрельного и холодного оружия.
- Предложить направления совершенствования ввоза и вывоза боевого огнестрельного и холодного оружия.
Объект исследования - боевое огнестрельное и холодное оружие как объект таможенных операций.
Предмет исследования - проблемы и перспективы практики ввоза и вывоза боевого огнестрельного и холодного оружия.
При подготовке деятельности был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство и право, интернет-публикации и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические основы совершения экспортно-импортных операций с боевым оружием
1.1.Боевое оружие как объект таможенных операций
Боевое огнестрельное и холодное оружие (англ. fighting weapon) - в РФ боевое ручное стрелковое и холодное оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ, СВР РФ, ФСО РФ, ФСНП РФ, ГТК РФ, ФСЖВ РФ, войск гражданской обороны, ФАПСИ, ГФС Минсвязи РФ, а таким образом изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ и ЕАЭС [6].
Единую таможенную территорию ЕЭАС составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и РФ. В соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов.
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ [11].
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического ЕАЭС (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического ЕАЭС) под ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы ЕАЭС и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ЕАЭС каким угодно способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, адекватное применение трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 2 данного документа под вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС каким угодно способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, адекватное применение трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы ЕАЭС [3].
Криминальный рынок боевого огнестрельного и холодного оружия, в мировом масштабе, занимает второе место, уступая криминальному рынку незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, по обороту и доходности. Легальный экспорт (вывоз) оружия из РФ составляет порядка 21 % от общемирового, экспортные поставки вооружений и боевой техники и военной техники осуществляются в более шестидесяти стран мира [4]. По экспертным оценкам, экспорт (вывоз) черного и серого оружия составляет от 5 до 15% общего экспорта оружия из РФ [5]. Контрабанда и незаконное перемещение оружия вооружения и военной техники рассматривается как угроза экономическим интересам РФ и как угроза стабильности ее военно-политических позиций. В связи с важностью целей экономической и военной безопасности страны, контрабанда и незаконное перемещение оружия вооружения и военной техники рассматривается как одна из основных внутренних угроз и проблем [6, с. 135].
Оборонно-промышленный комплекс РФ на сегодняшний день является высокотехнологичным, многопрофильным, конкурентоспособным промышленным сектором российской экономики, который конкурентоспособен как на внутреннем, так и на внешнем рынке военной и гражданской продукции [12].
Российская система военно-технического партнерства и сотрудничества функционирует в условиях экономических диверсий и политических провокаций, но обладает устойчивостью и очень большим потенциалом. Данная оценка принадлежит самим покупателям и потенциальным приобретателям российских вооружений и боевой техники и военной техники.
География российского партнерства и сотрудничества по военно-технической линии постоянно расширяется, а количество партнеров РФ уже превышает 100 стран. Российское оружие экспортируется преимущественно в Китай, Индию, Сирию, Иран, Алжир.
Тем не менее, согласно данным статистики наблюдается некоторое снижение доли РФ на международном рынке оружия и падение экспорта российского оружия. Если в 2015 году объем экспорта составлял 26 млрд долларов, то в 2019 году - 15 млрд долларов.
В целом доля РФ на мировом рынке вооружений и боевой техники в период 2013-2019 гг. составляла 22 % (2 место в мире), доля США - 34 % (1 место в мире). У Соединенных Штатов больше всего оружия закупают Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Австралия. На третьем месте по доле рынка вооружений и боевой техники - Франция. Г лавные покупатели французского оружия - Египет, Китай и Индия.