Введение
Глава 1 Теоретические аспекты таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике
1.1 Сущность, значение и задачи таможенного контроля после выпуска товаров
1.2 Правовая основа таможенного контроля после выпуска товаров
Глава 2 Практические аспекты осуществления таможенного контроля после выпуска товаров российской и зарубежной практике
2.1 Порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике
2.2 Проблемы и направления совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике
Заключение
Список использованных источников
Актуальность данной темы заключается в том, что в нынешних условиях увеличения числа товарных потоков выросла необходимость уменьшения времени таможенного контроля на границе с должным соблюдением таможенного законодательства. Тенденции формирования цифровой экономики в Российской Федерации (далее — РФ) оказывают непосредственное влияние на развитие государственных органов, в том числе таможенных. В условиях создания электронных таможен и центров электронного декларирования возрастает необходимость повышения качества таможенного администрирования на всех этапах выпуска товаров. Основной вектор такого развития заключается в поиске и обеспечении баланса между применением таможенными органами процедур содействия (сокращение количества документов при таможенном декларировании, упрощение прохождения таможенного контроля при таможенном декларировании, сокращение времени проведения таможенных операций) и процедур контроля осуществления участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) на основе пересмотра подходов к таможенному контролю после выпуска товаров (далее — ТКПВТ).
Цель данной работы – исследовать систему таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность, значение и задачи таможенного контроля после выпуска товаров.
- Исследовать правовую основу таможенного контроля после выпуска товаров.
- Проанализировать порядок и особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике.
- Выявить проблемы и направления совершенствования проведения таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике.
Объект исследования – организация таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике.
Предмет исследования - практические аспекты осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Теоретические аспекты таможенного контроля после выпуска товаров в российской и зарубежной практике
1.1 Сущность, значение и задачи таможенного контроля после выпуска товаров
Единого мнения по поводу точного определения «таможенного контроля» в науки нет. Согласно Таможенному кодексу РФ в редакции 2002 года таможенный контроль является совокупностью мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ [6]. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза определяет таможенный контроль как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и/или обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [5]. Во многих странах понятие «таможенного контроля» отождествляется с «таможенными операциями».
Для гармонизации несоответствий будем исходить из того, что таможенный контроль - система приемов и способов осуществления таможенными органами своих полномочий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза [4].
Объектом таможенного контроля после выпуска могут являться товары, находящиеся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Целью таможенной проверки является проверка соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством, изучение информации, содержащейся в таможенных документах.
С момента создания в таможенных органах РФ подразделений таможенного контроля после выпуска товаров их основной деятельностью является проведение таможенных проверок. Приоритет проведения таможенной проверки, как основной формы ТКПВТ, обусловлен тем, что только в рамках этой формы осуществляется комплексное сопоставление сведений, заявленных в таможенной декларации, содержащихся в представленных таможенным органам документах, с документами и данными бухгалтерского учета и отчетности участника ВЭД с одновременной возможностью применения иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их, на предмет соблюдения лицами положений законодательства в сфере таможенного регулирования.
При проведении таможенного контроля после выпуска товаров объектами его осуществления являются товары и транспортные средства, а также деятельность лиц в области таможенного дела.
Субъектами таможенного контроля после выпуска товаров являются: таможенные органы Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Евразийского экономического союза, таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы таможенных и свободных складов и многие другие.
Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип законности и доступности информации по проведению таможенного контроля после выпуска товаров;
- принцип обоснованности, который обеспечивает равенство всех лиц при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
- принцип выборочности, который позволяет, выбирать те формы таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза;
- принцип объективности решений, принимаемых таможенными органами при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
- принцип единства системы таможенного контроля после выпуска товаров и единое применение таможенного законодательства [6, с. 194]
На сегодняшнем этапе, при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами применяются новые информационные технологии, в том числе основанные на электронных способах передачи информации, такие как:
- функционирование транспортной системы с быстрой и надежной передачей информационных данных таможенным органам;
- система электронного предварительного информирования;
- система электронного декларирования;
- технология авторегистрации и автовыпуска деклараций;
- базы данных, которые обеспечивают хранение и статистическую обработку большого количества таможенных документов [5, с. 128]
Основным составляющим информационно-технологической политики является целенаправленная деятельность Федеральной таможенной службы Российской Федерации по информатизации таможенных органов, а также обеспечение эксплуатации объектов информационно-технологической инфраструктуры [20].
К преимуществам таможенного контроля после выпуска товаров для участников ВЭД можно отнести:
- Первое и самое важное, это сокращение сроков регистрации и выпуска декларации на товары.
- Второе, это автоматический выпуск деклараций на товары и авторегистрация, которые были поданы в электронном виде.
- Третьим преимуществом является уменьшение количества досмотров.
- И последнее преимущество - это цифровизация документооборота, что приводит к сокращению количества документов в бумажном виде [5].
В целом, преимущества таможенного контроля после выпуска снижают торговые издержки, но экономия связана только на этапе до выпуска.
Механизм поствыпускного контроля предполагает активное использование систем управления рисками (СУР) и классификацию участников внешнеэкономической деятельности при одновременном усилении взаимодействия с таможенными органами других стран.
Проведение таможенного контроля после выпуска товаров, как правило, связано со следующими рисками и проблемами для участников ВЭД:
- Риск доначисления таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости или принятия решения о классификации товара по ТН ВЭД;
- Риск возбуждения дела об административном правонарушении;
- Невозможность участнику ВЭД учитывать возможные расходы, доначисленные в результате таможенного контроля после выпуска товаров, в текущие расходы и стоимость реализуемого товара, так как срок таможенного постконтроля 3 года, существует реальная угроза доначисления значительных сумм таможенных платежей и пени, ставящих организацию на грань банкротства;
- При обнаружении уклонения от уплаты таможенных платежей возникает угроза возбуждения уголовного дела в отношении руководителя организации [6].