Введение
Глава 1. Правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
1.1. Роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ
1.2. Особенности налогообложения импорта легковых автомобилей
ввозимых для неторгового оборота
Глава 2. Проблемы и перспективы применения таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
2.1. Проблемы изменения ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили
2.2. Предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования при ввозе легковых автомобилей иностранного производства на территорию Российской Федерации
Заключение
Список источников информации
Актуальность темы исследования. Легковой автомобиль представляет собой высокотехнологичный продукт, являющийся индикатором развития экономики, техники и науки государства. При этом необходимо отметить, что автомобильная промышленность является драйвером для развития других отраслей экономики, так как в процессе изготовления автомобиля помимо предприятий, занятых его непосредственной сборкой, участвует большое число смежных отраслей. В процессе эксплуатации автомобиля, на него также работает большое количество поддерживающих и обеспечивающих производств: производство топлива и масел, производство запчастей и комплектующих, ремонтные мастерские и центры технического обслуживания.
На сегодняшний день совершенствование таможенно-тарифного (ТТР) и налогового регулирования является важнейшим фактором в области развития автомобильной промышленности России. Это подтверждается тем, что государство планирует снизить долю импорта легковых автомобилей к 2025 году - до 13-14% по сравнению с уровнем 2017 года (17.5%). Уменьшение доли импорта автомобилей даст новый толчок для развития отечественных автопроизводителей, что позволит в дальнейшем создать высокотехнологичную экспортно-ориентированную автомобильную промышленность.
Цель данной работы – исследовать проблемы и перспективы применения таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ.
- Исследовать особенности налогообложения импорта легковых автомобилей ввозимых для неторгового оборота.
- Проанализировать проблемы изменения ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили.
- Разработать предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования при ввозе легковых автомобилей иностранного производства на территорию Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения связанные с таможенными пошлинами и налогами в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию.
Предмет исследования - правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
1.1. Роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ
Мировой авторынок легковых и легких коммерческих автомобилей ежегодно растет рекордными темпами. Отсюда вытекает колоссальная значимость создания внутренней мощной автомобильной промышленности в РФ, которая на сегодняшний день не в состоянии конкурировать с аналогичными отраслями промышленности на мировом рынке, что подтверждается низкими объемами экспорта легковых автомобилей (93.7 тыс шт в 2018 году) по сравнению с объемами импорта (293,1 тыс шт).
В этих условиях государство продолжает поддерживать автомобильную промышленность. Основным документом в области государственной поддержки автомобильной промышленности является Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р (Стратегия). В соответствии с данной Стратегией объем внутреннего рынка легковых автомобилей должен достигнуть уровня 2,23 млн автомобилей к 2025 году, что меньше максимального значения 2012 года - 2,8 млн автомобилей (рис. 1).
Рис. 1. Объем рынка легковых автомобилей в РФ: фактическое состояние и прогноз в целевом сценарии, млн шт
В связи с этим совокупность инвестиционного и таможенного регулирования может помочь сохранить привлекательность производства автомобилей в России и несколько снизить долю импорта к 2025 году. Необходимо отметить, что снизить объемы импорта будет не просто, так как РФ выполняет взятые на себя обязанности перед ВТО по ежегодному снижению ставок ввозных таможенных пошлин, в частности в отношении легковых автомобилей.
В этих противоречивых условиях государство нуждается в грамотном, сбалансированном регулировании импорта легковых автомобилей на территорию РФ, что является одним из главных факторов в рамках реализации государственной Стратегии с одной стороны и выполнения международных торговых обязанностей перед ВТО с другой.
На сегодняшний день существует две цели ввоза легковых автомобилей на территорию России:
- Ввоз легковых автомобилей для осуществления коммерческий деятельности (торговый оборот);
- Ввоз легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования (неторговый оборот).
Единой законодательной и нормативно-правовой базой, регулирующей обе цели импорта легковых автомобилей на территорию России, является ТК ЕАЭС, Договор о ЕАЭС и Решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Однако следует отметить, что импорт легковых автомобилей для осуществления коммерческий деятельности регулируется также законодательством РФ, к которому относятся: федеральный закон РФ от 03.08.2018 № 289 (ФЗ-289) и Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
Если легковые автомобили импортируются для использования в неторговом обороте, то порядок их ввоза детально регулируется Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107.
Таким образом, порядок импорта на территорию РФ легковых автомобилей, предназначенных, как для торгового, так и для неторгового оборота, регулируется в основном законодательством ЕАЭС, но по отдельным вопросам - также и законодательством РФ.