ВВЕДЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие таможенных органов
1.2. Признаки таможенных органов
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕН И ТАМОЖЕННЫХ ПОСТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Особенности правового статуса органов таможенной системы
2.2. Правовой статус таможенного поста
- ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Возрастание роли и значения внешнеэкономической деятельности и ее важнейшего инструмента — таможенного дела обусловливает важность научного исследования таможенной системы в целом и в особенности статуса таможенных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело.
Природа и статус названных органов недостаточны, а в определенной части и вообще не проанализированы в юридической литературе. В связи с принятием и реализацией Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) и Закона "О таможенном тарифе Российской Федерации" роль этих органов значительно возросла, а функции и полномочия существенно расширились и усложнились.
Цель данной работы – исследовать правовой статус таможенных органов в РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие таможенных органов.
- Исследовать признаки таможенных органов.
- Проанализировать особенности правового статуса органов таможенной системы.
- Рассмотреть правовой статус таможенного поста.
- Выявить проблемы правового статуса таможенных органов.
Объект исследования - правовой статус таможенных органов в РФ.
Предмет исследования - особенности правового статуса таможен и таможенных постов в Российской Федерации.
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Понятие и признаки правового статуса таможенных органов Российской Федерации
1.1. Понятие таможенных органов
Для установления правового статуса таможенных органов и определения их особого места в системе государственных органов российского государства, необходимо, в первую очередь, разобраться с их определением.
Существует много различных точек зрения по поводу правильной формулировки «таможенного органа». Например, Данила Владимирович Заседателев говорит о таможенном органе как «федеральном государственном органе исполнительной власти, наделенным специальной компетенцией в области таможенного дела».
Правовед Констянтин Сандровский в своей работе сравнивал таможенные органы с «государственными органами, которые осуществляют исполнительнораспорядительную деятельность в особой сфере государственного управления, связанной с пропуском различного вида грузов через границу страны» [22].
И. В. Тимошенко в своем труде говорит об органах таможни как о «государственных органах, регулирующих правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела» [23].
В своей общей статье Николай Габричидзе и Николай Суслов, говорят об органах таможни как «органах исполнительной власти, являющиеся по собственному характеру правоохранительными, действующими от имени государства и наделенными функциями государственного принуждения» [24].
А вот профессор Ольга Бакаева приводит определение таможенного органа, характерного для настоящего времени, по ее мнению «таможенный орган - это государственный орган, наделенный специальными полномочиями, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли государства».
Сформировать четкого определения «таможенного органа», характеризующего все его признаки и свойства, не существует и в современном законодательстве. В Таможенном Кодексе 1993 г. под таможенным органом понимали государственный, правоохранительный, военизированный орган исполнительной власти, обладающий большим количеством полномочий в области таможенного права и других, тесно связанных с ним областях управления (например, Федеральный закон №147-ФЗ относит органы таможни органам государственной власти с определенными функциями в сфере налогового права) [19].
В Таможенном кодексе России 2003 г. определение таможенного органа звучало как «федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации».
С вступлением в силу в 2018 году Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение таможенного органа стало совсем кратким и не раскрывающим всей сути (в ст. 2 они определяются как «таможенные органы государств-членов»).
Можно выделить следующие основные моменты, характеризующие природу таможенных органов.
Таможенные органы представляют собой разновидность органов исполнительной власти, являются звеньями системы государственного управления. Будучи составной частью системы исполнительной власти, таможенные органы являются органами именно исполнительной власти, что вытекает из концепции и самого содержания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Это проявляется также в отнесении федерального таможенного органа Российской Федерации к числу федеральных органов исполнительной власти.