ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические и правовые остовы таможенного регулирования в РФ
1.1 Сущность и задачи таможенного регулирования
1.2 Меры таможенного регулирования
1.3 Нормативная правовая база таможенного регулирования
2 Анализ использования мер таможенного регулирования
2.1 Характеристики мер таможенного регулирования, применяемых в России
2.2 Опыт зарубежных стран в использовании мер таможенного регулирования
3 Практические аспекты использования мер таможенного регулирования на примере ЕАЭС
3.1 Порядок применения тарифных квот
3.2 Механизм расчета таможенных тарифов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время экономика любой страны интегрирована в мировое сообщество. Даже с учетом ограничений из-за санкций и пандемии вируса COVID-19 экономическая деятельность любой страны подразумевает активные внешнеторговые взаимоотношения.
Внешнеэкономическая деятельность в текущий период осложнена политическими конфликтами между странами, в том числе Российской Федерации. Режимы санкций и контрсанкций приводят к ущербу для экономической деятельности. В рамках мировой экономики формируются различные объединений, группы стран, использующих единую таможенную политику. Российская Федерация является членом Евразийского экономического союза.
Все перечисленные проблемы приводят к усложнению процесса принятия решений в сфере таможенного регулирования. Поэтому проблемы, связанные с мерами таможенного регулирования, имеют высокую актуальность в настоящий период.
Таможенное регулирование располагает широким спектром различных методов, включая тарифные и нетарифные инструменты. Для того, чтобы их эффективно применять, необходимо просчитывать и обосновывать использование каждого метода.
Цель курсовой работы – провести оценку и дать характеристику мер таможенного регулирования.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и задачи таможенного регулирования;
- рассмотреть перечень мер таможенного регулирования;
- исследовать нормативную правовую базу таможенного регулирования;
- выполнить характеристику мер таможенного регулирования, используемых в России;
- изучить опыт зарубежных стран в использовании мер таможенного регулирования;
- проанализировать порядок применения тарифных квот в ЕАЭС;
- определить механизм расчета таможенных тарифов в ЕАЭС.
Объектом исследование выступает таможенная деятельность ЕАЭС.
Предмет изучения - оценка и характеристика мер таможенного регулирования.
В соответствии с поставленной целью и задачами составлена структура работы, включающая введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. В первой главе раскрыты теоретические и правовые основы таможенного регулирования в Российской Федерации. Во второй главе выполнен анализ мер таможенного регулирования. В третьей главе изучены практические аспекты использования мер таможенного регулирования в ЕАЭС.
В качестве методов исследования использовались анализ и синтез, историко-логический метод, изучение и анализ научной литературы и нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики, обобщение, систематизация данных из источников, теоретико-правовое прогнозирование, методы сводки и группировки данных.
Степень изученности вопроса достаточно высока, в литературе имеется достаточно публикаций, посвященных вопросам мер таможенного регулирования. В то же время, остается еще и много проблем, которые требуют своего решения как на практическом, так и на теоретическом уровнях.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов, посвященных разработке и реализации мер таможенного регулирования.
Практическая значимость, связана с возможностью использования разработок для совершенствования законодательной базы таможенного регулирования в ЕАЭС.
В качестве основных источников для исследования была использована литература, посвященная вопросам таможенного регулирования, международные нормативные акты, таможенное законодательство ЕАЭС, правовые акты РФ, касающиеся таможенной деятельности, официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ, другие источники.
1 Теоретические и правовые остовы таможенного регулирования в РФ
Сущность и задачи таможенного регулирования
Таможенное регулирование представляет собой правовую регламентацию правоотношений, которые связаны с перемещением товаров через границу, их перемещением в соответствии с процедурой таможенного контроля, исполнение декларирования, обеспечением временного хранения, произведением таможенного контроля, исполнением таможенных процедур по выпуску и использованию товаров.
Таможенное регулирование затрагивает также властные отношения между государственными органами и лицами, которые реализуют права собственности в отношении товаров, перевозимых через границу[1].
Таможенное регулирование входит в комплекс мер по управлению внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в стране и имеет принципиальную основу, заложенную в правовой базе. Принципы таможенного регулирования:
- обеспечение со стороны государственных органов прав и интересов участников ВЭД, а также заинтересованных субъектов российского рынка;
- создание условий для равноправного участия всех сторон в рамках ВЭД, если нет исключений в законодательстве;
- поддержание взаимности при взаимодействии с другими государствами или их объединениями;
- исполнение условий международных договоров РФ, касающихся прав и обязанностей;
- меры государственного таможенного регулирования подбираются так, чтобы не обременять участников ВЭД более необходимого уровня;
- открытость при проведении государственного регулирования ВЭД;
- меры таможенного регулирования должны быть эффективными и обоснованными;
- недопущение чрезмерного вмешательства государства в ВЭД, неоправданного соображениями государственной необходимости;
- поддержание безопасности государства и обороноспособности страны;
- возможность судебной защиты прав участников в ВЭД при их ущемлении действиями или бездействия;
- комплексность и единство системы государственного регулирования;
- единообразие в использование мер таможенного регулирования на всей территории России.
Можно выделить следующие задачи в использовании мер таможенного регулирования:
- исполнение международных договорных обязательств РФ;
- поддержание экономической безопасности государства;
- защита прав и свобод и законных интересов участников ВЭД;
- формирование благоприятных условий для развития ВЭД и необходимой таможенной инфраструктуры;
- поддержка отечественных производителей и стран ЕАЭС;
- обеспечение доходов в бюджет государства;
- регулирование экономической системы исходя из текущей ситуации.
Внешнеэкономическая деятельность нуждается в регулировании, поскольку необходимо обеспечивать интересы государства во внешней торговле, защищать при необходимости отечественного производителя, поддерживать экспортоориентированные производства, информировать участников ВЭД об условиях деятельности, в том числе методах таможенного регулирования.