Введение
1.Теоретические основы качества таможенных услуг
1.1. Понятие качества таможенных услуг
1.2. Проблематика влияния факторов на качество таможенных услуг
- Анализ качества оказания таможенных услуг на территории Российской Федерации участникам ВЭД
2.1. Практика и тенденции оказания таможенных услуг
2.2. Проблемы качества таможенных услуг
- Пути повышения качества таможенных услуг
3.1. Направления совершенствования качества таможенных услуг
3.2. Рекомендации по оценке качества таможенных услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Таможенные органы в рамках исполнения возложенных на них государственных функций оказывает государственные услуги участникам внешнеэкономической деятельности. В связи с этим представляет особый интерес качество оказываемых государственных услуг, реализуемых таможенными органами. Внешняя экономическая деятельность является основой формирования связей между экономиками различных государств, а также для развития и поддержания данных отношений. Одной из составляющих является сфера оказания таможенных услуг, которая требует развития и совершенствования.
Институт таможенных услуг динамично развивается из года в год, под действием происходящих процессов информатизации таможенных процессов.
В связи с возрастающим объемом внешнеторговой деятельности Российской Федерации, ужесточением правил и условий международной торговли всё больше возникает потребность в развитии таможенного обслуживания, так как сфера таможенных услуг влияет на процесс интеграции страны в мировую экономику, а так же на совершенствование торговли и экономического развития России в целом.
Цель данной работы – оценка и анализ влияния факторов на качество таможенных услуг.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие качества таможенных услуг.
- Изучить проблематика влияния факторов на качество таможенных услуг.
- Провести анализ качества оказания таможенных услуг на территории Российской Федерации участникам ВЭД.
- Выявить проблемы качества таможенных услуг.
- Предложить рекомендации по оценке качества таможенных услуг.
Объект исследования - качество таможенных услуг.
Предмет исследования – факторы качества таможенных услуг.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
1.Теоретические основы качества таможенных услуг
1.1. Понятие качества таможенных услуг
Качество таможенной услуги – степень удовлетворения требований потребителей (участников ВЭД) и выполнения функций таможенных органов в рамках реализации государственной политики.[1]
Стратегией развития Федеральной таможенной службы России на ближайшую перспективу определена одна из главных стратегических задач - повышение качества услуг предоставляемых таможенными органами. Эта задача предполагает оказание государственных услуг таможенными органами в рамках исполнения возложенных на них государственных функций.
Таможенными органами оказываются государственные услуги, связанные с таможенным контролем при перемещении товаров через таможенную границу. Перечень государственных услуг, критерии их оценки, порядок и сроки оказания услуг утверждается Административным регламентом. Им же и определены ГОСТы, которые описывают процесс предоставления государственных услуг: последовательность их оказания, сроки проведения административных процедур, а также требования к порядку их реализации[2].
Государственные стандарты являются нормативно-техническим документом для многих товаров (продуктов, веществ) и услуг. Они устанавливают свод правил, требования к объекту стандартизации. Таможенные органы строят свою деятельность на основе международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», которые составляют документальную основу управления качеством таможенных услуг.
Блок международных стандартов ИСО серии 9000 (2008, 2010, 2015) является международным эталоном для единообразного создания и оценки систем качества в таможенных органах. Они обеспечивают качественное выполнение государственных услуг. Применяемая система качества является дополнительной гарантией качества услуг для участников внешнеэкономической деятельности.
Стандарты ИСО серии 9000 универсальны и распространяются на различные результаты деятельности: оборудование, технические средства, продукты IT технологий, сырье, материалы, работы, услуги.
В основе международных стандартов ISO 9001:2015 лежит восемь принципов менеджмента качества:
Первый принцип ориентирован на удовлетворение требований потребителя на результат работы. Второй определяет лидерство и ответственность руководителя. Третий ориентирован на единство количества и качество таможенных услуг.
Немаловажными являются и другие принципы, такие как системный подход к управлению качеством таможенных услуг; взаимовыгодное сотрудничество таможенных органов с иными государственными органами; лидерство и ответственность руководителя; привлечение работников к управлению и т.д[3].
Эти принципы являются универсальными для всех видов деятельности и отражают основные концепции философии качества. Они закладывают фундамент для эффективной системы управления качеством, создавая основные требования для ее устойчивого функционирования. В целом, они стимулируют таможенные органы на выявление потребностей и ожиданий потребителей, а также на изучение удовлетворенности участников ВЭД в качестве оказываемых услуг. Несмотря на универсальность перечисленных принципов, они носят практический характер и не являются основой в формировании методологии управления качеством таможенных услуг. Конечно, они используются при разработке методологии управления качеством таможенных услуг, но их не достаточно для требуемых и используемых критериев оценки качества услуг.