Введение
Глава 1. Правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
1.1. Роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ
1.2. Особенности налогообложения импорта легковых автомобилей
Глава 2. Проблемы и перспективы применения таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
2.1. Проблемы изменения ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили
2.2. Предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования при ввозе легковых автомобилей иностранного производства на территорию Российской Федерации
Заключение
Список источников информации
Приложения
Актуальность темы исследования. Легковой автомобиль представляет собой высокотехнологичный продукт, являющийся индикатором развития экономики, техники и науки государства. При этом необходимо отметить, что автомобильная промышленность является драйвером для развития других отраслей экономики, так как в процессе изготовления автомобиля помимо предприятий, занятых его непосредственной сборкой, участвует большое число смежных отраслей. В процессе эксплуатации автомобиля, на него также работает большое количество поддерживающих и обеспечивающих производств: производство топлива и масел, производство запчастей и комплектующих, ремонтные мастерские и центры технического обслуживания.
На сегодняшний день совершенствование таможенно-тарифного (ТТР) и налогового регулирования является важнейшим фактором в области развития автомобильной промышленности России. Это подтверждается тем, что государство планирует снизить долю импорта легковых автомобилей к 2025 году - до 13-14% по сравнению с уровнем 2017 года (17.5%). Уменьшение доли импорта автомобилей даст новый толчок для развития отечественных автопроизводителей, что позволит в дальнейшем создать высокотехнологичную экспортно-ориентированную автомобильную промышленность.
Цель данной работы – исследовать проблемы и перспективы применения таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ.
- Исследовать особенности налогообложения импорта легковых автомобилей ввозимых для неторгового оборота.
- Проанализировать проблемы изменения ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили.
- Разработать предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования при ввозе легковых автомобилей иностранного производства на территорию Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения связанные с таможенными пошлинами и налогами в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию.
Предмет исследования - правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи. Отдельно стоит отметить такие источники как федеральное законодательство, интернет-публикации и др.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, статистический анализ, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Правовое регулирование таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию
1.1. Роль импорта легковых автомобилей на территорию РФ
Мировой авторынок легковых и легких коммерческих автомобилей ежегодно растет рекордными темпами. Отсюда вытекает колоссальная значимость создания внутренней мощной автомобильной промышленности в РФ, которая на сегодняшний день не в состоянии конкурировать с аналогичными отраслями промышленности на мировом рынке, что подтверждается низкими объемами экспорта легковых автомобилей (93.7 тыс шт в 2018 году) по сравнению с объемами импорта (293,1 тыс шт).
В этих условиях государство продолжает поддерживать автомобильную промышленность. Основным документом в области государственной поддержки автомобильной промышленности является Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р (Стратегия). В соответствии с данной Стратегией объем внутреннего рынка легковых автомобилей должен достигнуть уровня 2,23 млн автомобилей к 2025 году, что меньше максимального значения 2012 года - 2,8 млн автомобилей (приложение 1).
В связи с этим совокупность инвестиционного и таможенного регулирования может помочь сохранить привлекательность производства автомобилей в России и несколько снизить долю импорта к 2025 году. Необходимо отметить, что снизить объемы импорта будет не просто, так как РФ выполняет взятые на себя обязанности перед ВТО по ежегодному снижению ставок ввозных таможенных пошлин, в частности в отношении легковых автомобилей.
В этих противоречивых условиях государство нуждается в грамотном, сбалансированном регулировании импорта легковых автомобилей на территорию РФ, что является одним из главных факторов в рамках реализации государственной Стратегии с одной стороны и выполнения международных торговых обязанностей перед ВТО с другой.
На сегодняшний день существует две цели ввоза легковых автомобилей на территорию России:
- Ввоз легковых автомобилей для осуществления коммерческий деятельности (торговый оборот);
- Ввоз легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования (неторговый оборот).
Единой законодательной и нормативно-правовой базой, регулирующей обе цели импорта легковых автомобилей на территорию России, является ТК ЕАЭС, Договор о ЕАЭС и Решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Однако следует отметить, что импорт легковых автомобилей для осуществления коммерческий деятельности регулируется также законодательством РФ, к которому относятся: федеральный закон РФ от 03.08.2018 № 289 (ФЗ-289) и Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
Если легковые автомобили импортируются для использования в неторговом обороте, то порядок их ввоза детально регулируется Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107.
Таким образом, порядок импорта на территорию РФ легковых автомобилей, предназначенных, как для торгового, так и для неторгового оборота, регулируется в основном законодательством ЕАЭС, но по отдельным вопросам - также и законодательством РФ.